Найти в Дзене
Generalissimus

Летопись воинской славы Отечества. Год 1380-й. Куликовская битва. Часть 3-я

Окончание. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ Утром 8 сентября 1380 года объединённое русское войско находилось в полной боевой готовности на левом берегу Дона. Дмитрий разделил свои силы на пять линий. Первую составлял сторожевой полк под началом Семёна Мелика и князя Ивана Оболенского. Далее встали передовой полк (князья Всеволожские – Дмитрий и Владимир) и большой полк (боярин-воевода Тимофей Вельяминов). За ними полк левой руки (князья Василий Ярославский и Фёдор Моложский), прикрытый Смолкой и лесистым оврагом, и полк правой руки (князь Андрей Ольгердович), прикрытый течением Нижнего Дубяка. Далее запасной полк (князь Дмитрий Ольгердович). Засадный полк (князь Владимир Андреевич Серпуховский и воевода Дмитрий Боброк-Волынец) находился в Зелёной Дубраве, что в 2 км на юго-восток от устья Непрядвы и в сотне метров от изгиба среднего течения Смолки. Тыл боевых порядков прикрывал берег Непрядвы. До 11 часов утра над полем будущей битвы висел очень густой туман. Полкам п

Окончание. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ

Утром 8 сентября 1380 года объединённое русское войско находилось в полной боевой готовности на левом берегу Дона. Дмитрий разделил свои силы на пять линий. Первую составлял сторожевой полк под началом Семёна Мелика и князя Ивана Оболенского. Далее встали передовой полк (князья Всеволожские – Дмитрий и Владимир) и большой полк (боярин-воевода Тимофей Вельяминов).

За ними полк левой руки (князья Василий Ярославский и Фёдор Моложский), прикрытый Смолкой и лесистым оврагом, и полк правой руки (князь Андрей Ольгердович), прикрытый течением Нижнего Дубяка. Далее запасной полк (князь Дмитрий Ольгердович). Засадный полк (князь Владимир Андреевич Серпуховский и воевода Дмитрий Боброк-Волынец) находился в Зелёной Дубраве, что в 2 км на юго-восток от устья Непрядвы и в сотне метров от изгиба среднего течения Смолки. Тыл боевых порядков прикрывал берег Непрядвы.

«Утро на поле Куликовом». Художник А. П. Бубнов
«Утро на поле Куликовом». Художник А. П. Бубнов
«Засадный полк». Художник М. Ю. Шаньков
«Засадный полк». Художник М. Ю. Шаньков

До 11 часов утра над полем будущей битвы висел очень густой туман. Полкам приходились перекликаться голосом и трубами, чтобы поддерживать связь. Проехавшись перед строем и ободрив своих воинов, московский князь снял княжеские знаки отличия и облачился в несколько лучших доспехов и кольчуг простого дружинника.

Для большинства историков и военных исследователей до сих пор непонятны мотивы этого поступка. Став в ряды большого полка, передав свой стяг и доспехи телохранителю – Михаилу Бренку, Дмитрий Иванович фактически устранился от руководства сражением, подвергнув себя напрасному риску.

Ордынцы расположились следующим образом: в центре пехота, лёгкая конница, за ними главные силы кавалерии; на обоих флангах тяжёлая конница. Часть ордынских всадников находились в резерве. Условия местности позволяли татарам наносить только фронтальные таранные удары. Обход противника с флангов исключали природные условия местности. Мамай находился на Красном Холме у истоков реки Курца в окружении мелких ханов, князьков и знатных мурз.

Перед сражением ордынский батыр Темир-Мурза (в русских летописях Челубей) бросил вызов русским воинам. Его принял инок Пересвет (в миру боярин Александр). Оба витязя разъехались в разные стороны и помчались галопом на встречу друг другу. Согласно летописным текстам, столкновение было страшным, даже земля задрожала. В результате схватки (сшибки) оба воина погибли. Однако итоговая победа осталась за Пересветом. Ведь он смог самостоятельно доехать до русских войск и умереть на руках соотечественников, тогда как Челубей оказался выбитым из седла, скончавшись практически сразу после падения.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник М. И. Авилов
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник М. И. Авилов
«Победа Пересвета». Художник П. В. Рыженко
«Победа Пересвета». Художник П. В. Рыженко

Сразу после поединка русские силы выдвинулись чуть вперёд, чтобы иметь запас места в случае вынужденного отхода. Мамай дал команду атаковать московского князя. Первыми на смерть пошли пехотинцы центра ордынского войска. Тяжёлую пехоту генуэзцев не жалели, чтобы потом меньше потратить денег на оплату труда наёмников.

Ясов, касогов, алан, и прочих северокавказских пехотинцев гнали на убой, чтобы сберечь ордынскую конницу. В целом пешая рать Мамая не сыграла сколько-нибудь существенной роли в битве. Она так и не смогла даже прорвать ряды сторожевого полка. Эту задачу выполнила татарская конница.

Мощнейший натиск ордынской кавалерии по всему фронту был ужасен и обладал сокрушительной силой. Героический сторожевой полк был практически целиком истреблён. После ведения в бой второй лини татарских сил ордынцам ценой немалых потерь удалось смять и передовой полк.

Битва превратилась в многотысячную мясорубку. Стоял оглушительный треск ломающихся копий, звон тысяч мечей, рубивших шлемы, доспехи, щиты, человеческие и лошадиные тела. Тучи стрел летели с обеих сторон. Воздух наполняли крики раненых, изувеченных и умирающих людей и животных.

Земля из-за обилия росы и крови превратилась в грязь. Мёртвые и раненые в несколько слоёв покрывали землю, живых и павших безжалостно топтали свои и чужие воины. Многие участники битвы умерли от невыносимой тесноты, духоты и давки. Дерущиеся стороны перемешались в единую конно-человеческую массу, продолжая отчаянно истреблять друг друга.

Схема Куликовской битвы
Схема Куликовской битвы

После полудня натиск ордынцев грозил перерасти в непоправимый для русских сил кризис. Большой полк был изрядно потрёпан и местами оттеснен, держась исключительно благодаря стойкости и мужеству владимирских и суздальских полков. Титаническими усилиями воеводы Тимофея Вельяминова и князя Глеба Брянского, а также выдвижением части резерва удалось не допустить прорыва русского центра татарскими конниками.

Полк правой руки отбивался успешно. Ордынцы никак не могли сбить его с занимаемых позиций, им мешал овраг и стойкость сил Андрея Ольгердовича. А вот левое крыло русского войска понесло колоссальные потери, ряды его в нескольких местах были прорваны. Сил для дальнейшего отражения вражеских атак практически не было.

Мамай бросил все резервы, чтобы наконец-то сломить противника и прорвать его левый фланг для последующего кавалерийского рейда во вражеский тыл. Однако и русский резерв Дмитрия Ольгердовича вступил в бой, выправив положение. После трёх часов дня татары всё же практически одолели русское левое крыло, оттеснив его к Непрядве.

«Куликово поле». Художник П. В. Рыженко
«Куликово поле». Художник П. В. Рыженко

Татары уже хотели начать победное преследование, но тут во фланг им самим ударил засадный полк Владимира Андреевича и воеводы Боброка. Во время боя ратники засадного полка требовали, настаивали и умоляли своих начальников прийти на помощь погибавшим товарищам. Многие не могли сдержать слёз, видя, как умирают их земляки и товарищи.

Однако именно выдержка князя Серпуховского и воеводы московского князя, выбор ими нужного момента для своевременного точного удара позволили русским силам сокрушить ордынцев. Уставшие, переутомлённые татары, не имевшие свежих резервов и нарушившие весь свой строй, не смогли отразить дружный удар засадного полка.

Бегство татар разом стало всеобщим. Одним из первых в степь помчался на запасном рысаке Мамай. Ещё пару часов назад он мечтал после успешного похода против Москвы «перенять славу Александра Македонского». Ещё недавно тёмник грозился «избить всех русских князей, разграбить все русские города и церкви».

«Удар Засадного полка». Художники В. Ю. Попов и В. В. Маторин
«Удар Засадного полка». Художники В. Ю. Попов и В. В. Маторин
«Куликовская битва. Удар Засадного полка». Художник А. Ю. Аверьянов
«Куликовская битва. Удар Засадного полка». Художник А. Ю. Аверьянов

Русская рать нашла в себе силы перейти во всеобще контрнаступление. Татар преследовали и нещадно секли на протяжении нескольких десятков километров. Из ордынцев уцелели в основном те, что имели запасных или резвых лошадей.

Современный автор Б. В. Соколов выдвигает версию, что Мамай отступил вовсе не из-за внезапного и гибельного для его армии удара Засадного полка князя Владимира Храброго, а потому, что получил известие о появлении в своём тылу войск Тохтамыша. В связи с этим тёмник оставил генуэзцев и часть свой конницы, а сам пустился прочь с основными силами.

Стоит заметить, что к моменту татарского бегства наёмная пехота практически была уничтожена русскими воинами, поэтому «фряги» и не упоминаются в числе пленных. Ну, а Тохтамыш так и не появился в окрестностях Куликова поля, в тот момент он утверждался в Сарае в качестве нового великого хана.

Потери сторон также вызывают затруднения при попытках подсчёта. Точно известно, что пали четыре русских князя и более пятисот бояр. Практически все русские и советские писатели, историки, военные исследователи уверены, что русское войско потеряло от ½ до 2/3 своего личного состава, имевшегося перед боем.

«Куликово поле». Художник И. Г. Панов
«Куликово поле». Художник И. Г. Панов

По данным Б. В. Соколова русское войско потеряло около 15 000 убитых, А. Фетисов исчисляет потери Дмитрия Ивановича 20-30 тысяч человек, В. Л. Карнацевича – в 20-25 тысяч убитых. Не следует забывать, что перечисленные историки общую численность войска Дмитрия Донского определяли в 50-60 тысяч человек.

Наиболее приближённые к действительности оценки дал А. Н. Кирпичников, предположив, что в сражении погибли до 800 бояр и знатных воинов, а также 5-8 тысяч русских воинов. Современные историки сходятся во мнении, что на Куликовом поле полегла примерно треть всех русских сил, что в пересчёте составляет около 3000 человек.

Потери ордынцев почти во всех источниках определяются в 150 000 человек при исходной оценке армии Мамая в 200 000 воинов и более. Сборник «Воинские повести Древней Руси» и вовсе приводит чрезвычайно завышенную цифру ордынских потерь – 253 000 человек. Согласно тексту «Задонщины», у берегов Непрядвы Мамай потерял 8/9 своих наличных сил. Современные историки, исходя из того, что ордынское войско насчитывало 8-15 тысяч человек, полагают, что Мамай лишился 5-10 тысяч бойцов. Наиболее известный историк военных потерь – Б. Ц. Урланис также считает, что Мамай потерял в общей сложности 10 000 своих воинов.

Погребение павших воинов после Куликовской битвы. Лицевой летописный свод (XVI век)
Погребение павших воинов после Куликовской битвы. Лицевой летописный свод (XVI век)

Весь обоз Мамая достался победителям. Князя Дмитрия с трудом отыскали на поле боя, он был сильно контужен и едва смог прийти в сознание. На теле его не было ран, но травма головы сильно сократила его жизнь (князь умер в 1389 году в возрасте 39 лет). Михаил Бернок, облачённый в княжеские доспехи и державший княжеский стяг погиб в первой половине битвы. Практически все ордынцы пытались прорубиться к нему, чтобы убить и заслужить от Мамая великую награду.

Ягайло, узнав о разгроме татар, повернул обратно в Литву (до места битвы ему оставалось всего лишь меньше четырёх часов пешего марша). Поспешил укрыться в своих владениях и Олег Рязанский. Восемь дней находились русские воины на Куликовом поле, собирая оружие, доспехи, вражеские трофеи, разбежавшихся лошадей, хороня убитых в братских могилах. Когда русские полки потянулись домой, то часть повозок и телег с ранеными были атакованы литовцами и рязанцами. Эти подлые соседи москвичей варварски перебили чудом выживших героев Куликовской битвы ради грабежа и скудной добычи.

Победа русских сил на Куликовом поле имела огромное моральное значение. Русский народ окончательно осознал, что способен противостоять ордынцам. Авторитет Москвы на международной и русской политической арене заметно возросла. Дмитрия IV Ивановича стали называть в честь блестящей победы Донским. Ни Литва, ни Тверь, ни Рязань не осмеливались более оспаривать с ним первенство.

«С победой». Художник С. Н. Присекин
«С победой». Художник С. Н. Присекин

Для Мамая разгром у берегов Непрядвы стал катастрофой во всех сферах жизни. Все мурзы и военачальники, прежде державшие его сторону, разбежались или переметнулись на сторону Тохтамыша. Лишившийся власти, войска, авторитета и поддержки влиятельных мурз тёмник бежал в Кафу. Там в 1381 году Мамай был убит генуэзцами, отмстившими за гибель соотечественников, и завладевшими его богатствами.

Новым ханом Золотой Орды стал Тохтамыш. Он сразу же потребовал от московского князя уплаты дани. Дмитрий отказался от уплаты «выхода», и летом 1382 года ордынское войско вторглось в пределы Московского княжества. Великий князь не сумел собрать войско вовремя, позволив Тохтамышу сжечь свою столицу в августе того же года. Данническая зависимость Московского княжества от Орды была восстановлена. Однако память о жестоком поражении у берегов Непрядвы удерживала татар от новых походов на Русь почти три десятка лет.

Полностью публикацию «Летопись воинской славы Отечества. Год 1380-й. Куликовская битва» можно прочесть ЗДЕСЬ:

Часть 1-я.

Часть 2-я.

Часть 3-я.

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)