В 2002 году легендарная рок-группа The Scorpions поехала в свой первый большой тур по российским регионам. В прошлой своей статье я уже рассказал, как и на фоне каких событий проходил тур. Теперь я хочу рассказать о транспорте, на котором группа передвигалась между городами.
Первым городом тура стала Пермь. Там 27 октября группа погрузилась в обычный скорый поезд и отправилась в Екатеринбург. Далее группе для перемещений был предоставлен самолёт. Сохранился пресс-релиз 6 сентября 2002 года, что официальным перевозчиком группы станет авиакомпания «Самара».
Однако, что-то не срослось. Либо был изменён генеральный перевозчик, либо а/к «Самара» под обеспечение тура взяла в лизинг самолёт у другой авиакомпании (что вряд ли). Так или иначе, факт в том, что The Scorpions летали по России на самолёте Як-42 компании «Газпромавиа», на который нанесли соответствующую надпись.
Первый перелёт состоялся из Екатеринбурга в Красноярск, второй ‒ в Иркутск, потом обратно в Красноярск, и затем ‒ во Владивосток.
Группе потребовался вместительный самолёт, чтобы перевозить большой коллектив обслуживающего персонала и порядка 3.5 тонн оборудования. Для этой цели подошёл самолёт Як-42Д с максимальной коммерческой загрузкой 13.5 тонн.
Вылет из аэропорта Стригино. Под крылом самолёта ‒ Автозаводский район Нижнего Новгорода. Это перелёт в Уфу 21 октября 2002 года.
Высадка в аэропорте Уфы. Первым спускается гитарист Маттиас Ябс, за ним вокалист Клаус Майне.
Затем ‒ основатель группы Рудольф Шенкер и бас-гитарист Ральф Рикерманн.
Последним, как всегда, выползает барабанщик Джеймс Коттак. Он уже тогда был большим любителем выпить, чем не пренебрегал и во время перелётов. Это его и подвело ‒ в 2016 году он был исключён из состава группы за систематический алкоголизм.
Надо отметить, что хотя Як-42 разработан ещё в 1970-е годы, предоставленный The Scorpions борт RA-42436 был отнюдь не старым ‒ всего шести лет от роду. Он был построен в 1996 году на несуществующем ныне Саратовском авиационном заводе и всю жизнь прослужил в авиакомпании «Газпромавиа».
Вот его салон в 2003 году.
Салон был поделен на туристический и комфорт-классы ‒ отечественные аналоги эконома и бизнеса.
Тёплая, ламповая, стрелочная и циферблатная кабина пилотов.
Самолёт активно использовался «Газпромом» вплоть до 2012 года, когда истёк сертификат лётной годности (СЛГ). В 2015 году самолёт вывели эксплуатации. За это время он успел налетать 18591 час, совершил 6818 циклов «взлёт-посадка». В неделю самолёт совершал в среднем больше 10 рейсов со средней продолжительностью 2 часа 40 минут каждый.
Сейчас исторический самолёт находится на хранении в московском аэропорту Остафьево. Экипажи «Газпромавиа», участвовавшие в тех перелётах, помнят и гордятся до сих пор.
Отличной идеей было бы перегнать самолёт в один из авиационных или технических музеев России или Европы. Имя легендарной группы привлекло бы в музей больше посетителей.
Много документальных кадров, в т.ч. снятые в Як-42, вы найдёте в фильме, снятом по итогам тура:
26 октября The Scorpions дали концерт в Ростове-на-Дону и отправились в Украину. Там музыкантам был предоставлен куда более компактный и возрастной самолёт ‒ Як-40.
Самолёт Як-40 СССР-87508 был выпущен в Саратове в 1975 году, служил сначала в Белорусской ССР, а в 1987 году передан в пользование ракетному КБ «Южное». В 2002 году самолёт продолжал эксплуатироваться «Южмашем» и носил б/н UR-87508.
С 2010 года находится на хранении в Днепре. Он тоже вполне достоин стать экспонатом музея.