Найти тему
ТыжИсторик

Извлечение стрелы из пустой головы принца Уэльского

Автор: Vir summo ingenio

В этом мире нет гарантий, есть только возможности
Дуглас МакАртур

21 июля 1403 года Генри Ланкастер, принц Уэльский (будущий Генрих V), получил в голову стрелу от людей мятежного Генри Перси по прозвищу «Горячая шпора» в ходе битвы при Шрусбери. Поскольку мозгами принц еще не обзавелся, то последние не пострадали.

Если бы Генрих V  в реальности словил стрелу в это место, то статья бы закончилась. Но ему повезло. The Battle of Shrewsbury was the climatic battle of rebellion against King Henry IV of England and was fought July 21, 1403 during the larger Hundred Years’ War (1337-1453).
Если бы Генрих V в реальности словил стрелу в это место, то статья бы закончилась. Но ему повезло. The Battle of Shrewsbury was the climatic battle of rebellion against King Henry IV of England and was fought July 21, 1403 during the larger Hundred Years’ War (1337-1453).

В горячке боя принц то ли пытался выдернуть стрелу, то ли просто обломал ее древко. Во всяком случае, наконечник остался в ране. Принцу в этот момент разбираться в этиологии своего ранения было решительно некогда, поскольку мятежники как раз начали теснить войска английского короля Генриха IV на гороховом поле. Правый фланг королевского войска уже развалился, Генри Перси увлеченно месил короля у королевского штандарта, причем последний удалось подрубить. Так что если бы еще побежал и левый фланг под командованием 16-летнего принца, то все было бы кончено. Но принц устоял, имея в голове посторонний предмет. Затем, в возне вокруг павшего королевского знамени Генри Перси был убит, на чем битва собственно и закончилась.

После битвы по естественным причинам принцу резко стало становиться нехорошо, в связи с чем, его быстро эвакуировали в замок Кенилворт. И стали думать, что делать дальше.

Примерно так. Хотя, если бы стрела вошла под таким углом, то мы бы его скорее всего потеряли. Кадр из фильма "Royal Deaths and Diseases" канала Discovery.
Примерно так. Хотя, если бы стрела вошла под таким углом, то мы бы его скорее всего потеряли. Кадр из фильма "Royal Deaths and Diseases" канала Discovery.

Для принца было две новости: хорошая и плохая. Хорошая заключалась в том, что он был поражен в голову, в связи с чем в рану не могли попасть фрагменты одежды и прочая дрянь, увеличивающая риск заражения. Плохая заключалась в том, что наконечник стрелы глубоко проник внутрь (потом как-то намерили раневой канал глубиной аж 15 см, чему правда есть некоторые сомнения). Как его доставать было решительно непонятно.

Да, и при таком направлении раневого канала спасение невозможно. Кажется следственный эксперимент не удался. Обратите внимание на наконечник, несмотря на его фэнтезийную форму, в той или иной степени они были заточены на неизвлекаемость. Ну, и просто прикольная фотка.
Да, и при таком направлении раневого канала спасение невозможно. Кажется следственный эксперимент не удался. Обратите внимание на наконечник, несмотря на его фэнтезийную форму, в той или иной степени они были заточены на неизвлекаемость. Ну, и просто прикольная фотка.

Наконечник стрелы в описываемое время не имел жесткого сцепления с древком. В связи с этим попытка выдернуть стрелу из раны с 99% вероятностью приводила к оставлению наконечника в ране.

На тот момент существовало два способа извлечения стрелы. Самым простым способом было протолкнуть стрелу по раневому каналу собственно до появления наконечника с противоположной стороны, после чего его можно было спокойно обломать под крики пациента и безопасно извлечь остатки древка. Однако если данный способ был относительно безопасен и реален при ранении конечности, то при попадании в тело попытка извлечь наконечник с противоположной стороны могла привести к поражению жизненно важных органов. В связи с этим, приходилось медленно и печально кромсать рану и пытаться выковырять наконечник.

В случае с ранением принца Уэльского наконечник болтался где-то в голове, на лицо была только входная рана чуть ниже левого глаза. Традиционные методы извлечения ничем помочь не могли. Нет, конечно, в поисках наконечника можно было распотрошить череп пациента, однако тот такой операции, видимо, не пережил бы.

Однако надо было на что-то решаться, так как люди даже в те времена понимали, что голова предмет темный, поэтому оставлять в открытой ране в голове ржавый болт весьма чревато для здоровья.

На операцию решился придворный врач Генриха IV – Джон Брэдмор, от которого нам остался трактат по хирургии «Philomena», в котором описан и настоящий случай.

По распространенной легенде для проведения операции Брэдмора вытащили из тюрьмы, где тот сидел за фальшивомонетничество. Да, это бы выглядело красиво и кинематографично, но, увы, в жизни все происходит проще. Брэдмор действительно лет за 20 до описываемых событий чего-то начудесил с монетой и даже сидел под стражей, но потом как-то отбоярился и распития живительного напитка из раскаленного металла избежал. Вследствие этого, он остепенился и стал придворным хирургом. Нет, ну а кому по вашему должны были доверить жизнь принца?

Брэдмор приступил к изучению раны. Надо сказать, что все манипуляции проводили без наркоза, по принципу «хорошо зафиксированный пациент в анестезии не нуждается». Осмотр показал, что стрела пробила кость верхнечелюстной пазухи под левым глазом в направлении спереди назад и несколько слева направо, проникла сквозь нос и застряла в кости черепа, видимо, в районе верхней челюстной кости.

Брэдмор засучил рукава и пошел самостоятельно мастерить инструмент для извлечения наконечника стрелы, так как фирм по производству медицинского оборудования разной степени упоротости за окном не наблюдалось.

В результате под его рукой родился следующий хирургический инструмент – результат греховного сношения штопора со щипцами.

Реконструкция экстрактора Брэдмора. Кадр из фильма "Royal Deaths and Diseases" канала Discovery.
Реконструкция экстрактора Брэдмора. Кадр из фильма "Royal Deaths and Diseases" канала Discovery.

Ну, принцип, наверное, понятен. Нужно было вставить концы щипцов в круглое отверстие в основании наконечника стрелы, где собственно и крепилось древко, после чего, разведя концы щипцов в стороны, решительно тащить наконечник.

Однако это все хорошо в теории, поскольку до наконечника еще надо было добраться. В итоге, Брэдмор начал ковырять рану палочками из сердцевины бузины, обернутыми в льняную ткань, пропитанную медом. Без наркоза!

Кое-как расширив рану до нужной ширины и глубины с помощью этих палочек, он сумел ввести щипцы в отверстие наконечника и в нем расширить их, так что они плотно прилегали к стенкам с внутренней стороны. И, натурально, в раскачку начал тащить наконечник. И, что характерно, вытащил. Поскольку пациент проявил редкую живучесть, то дальнейшее было делом техники. Рану залили вином, поставили дренаж, ну и потихоньку долечили до победного конца.

В итоге Брэдмор получил всеобщее признание и 10 фунтов пенсии ежегодно, выплачиваемые лично пациентом.

Герних V. Как вы понимаете такого героического профиля слева при коронации он иметь после этого уже не мог. Гравюра из Cassell's History of England - Century Edition - published circa 1902.
Герних V. Как вы понимаете такого героического профиля слева при коронации он иметь после этого уже не мог. Гравюра из Cassell's History of England - Century Edition - published circa 1902.

Лечебные процедуры оказали на прооперированного такое положительное воздействие, что он обрел мозги, стал королем под именем Генрих V, выиграл битву при Азенкуре и потенциальную корону Франции для своего сына, а также стал героем одноименного произведения Шекспира и фильмов различной степени ущербности.

Ссылка на канал автора статьи: Vir summo ingenio

ЧИТАЙТЕ так же:

Забавы историков на примере сериала "Великая"