Посмотрел фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение» (1986). Это последний фильм режиссера, которого принято называть великим. Фильм полностью снят на Западе и даже на шведском языке. Оператором — человек, который снял лучшие фильмы Бергмана (Свен Нюквист). В главных ролях: Эрланд Юзефсон, Сьюзен Флитвуд, Алан Эдвалль.
Фильм получил широкую известность и принес Тарковскому долгожданные награды. Хотя и не все. Премию «BAFTA» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Номинацию на основную «Золотую пальмовую ветвь» и «Пальмовые ветви» в номинациях «Гран-При Жюри», «Приз за художественный вклад», «Приз Фипресси» и «Приз экуменического (христианского) жюри».
Сюжет фильма довольно простой. Психически неуравновешенный преподаватель философии с маленьким сыном занимается посадкой сухого дерева. Оно должно расцвести. Это дань уважения некоторой притче о христианском монахе.
Бегая за сыном в лесу, преподаватель получает травму головы. Ребенок разбивает себе нос об его голову. Далее во время празднования своего дня рождения мужчина употребляет алкогольные напитки, которые на фоне его алкоголизма провоцируют галлюцинации. Во время которых он оказывается в ситуации ядерной войны. Он ее предотвращает тем, что вступает в половую связь со своей домработницей.
На фоне галлюцинаций, вызванных алкоголем, проснувшись он поджигает дом. После этого ему оказывается психиатрическая помощь и его увозят в лечебницу. Ребенок, отягощенный общением с отцом алкоголиком, лежит под сухим деревом. Он поливал дерево и общается с Богом.
Но так, как фильм снят великим Тарковским, все это пронизано не алкоголем и психическим нездоровьем человека, ударившегося головой… А глубоким философским смыслом. Принято считать это притчей и находить глубокий смысл.
Критики соревнуются в поисках метафор. Они не могут удержаться от восторга по поводу скучной и банальной картины в 2 часа 48 минут. Могу сказать, что украшает ее музыка Баха, хотя бы предпочел Монтеверди. И неожиданно красивые ноги главной героини, удачно показанные режиссером во время ее отвратительной истерики.
Фильм у Тарковского не получился. «Золотую пальмовую ветку» он не получил. Важно для художника вовремя остановиться и уйти, не высказавшись до конца. Вопрос почему сначала было слово, не стоило задавать так буквально. Мне очень жаль.
Полностью статью можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайк!