Не устаю восхищаться потрясающими тиарами императорской семьи. Блеск бриллиантов, искусная работа ювелиров и наша российская история, - что может быть интереснее! Так, у великого князя Владимира Александровича, который приходился императору Александру Третьему младшим братом, была супруга, Мария Павловна. Большая любительница роскошных драгоценностей. Одной из которых является необычная бриллиантовая тиара-трансформер: ее можно было преобразовать в лучистую звезду.
Нужно сказать, что княгиня скопила целую коллекцию эксклюзивных украшений, и часто делала заказы у Бушерона и Картье. Впрочем, ювелирные шедевры творили для Марии Павловны и отечественные мастера, такие как Болин и Фаберже. Жених подарил будущей супруге необыкновенный свадебный презент – тиару-кокошник, состоящую из нескольких бриллиантовых лучей.
Михен, как звал молодую женщину великий князь, смотрелась в драгоценном головном уборе просто очаровательно. Отмечу, что в конце 19-го столетия подобная форма тиар была на пике моды. Похожими венцами обладали российские царицы Мария Федоровна и Александра Федоровна. Ну а в европейских странах столь изысканный стиль получил название «русской бахромы».
Помните строчку из сказки про царя Салтана – а во лбу звезда горит? Когда упоминается Царевна-лебедь. Так вот, строчка из поэтического произведения идеально подходит к этому сверкающему украшению. Модница Мария Павловна обожала носить тиару не только в форме привычного венца, но и в качестве украшения для волос – переливающейся звезды, в самом сердце которой красовался камень-самоцвет.
Великая княгиня делала укладку, согласно модным тенденциям того времени. И прикрепляла бриллиантовую вещицу надо лбом. Настоящая Царевна-лебедь, словно вышедшая из пены морской. В начале 20-го века лучистая тиара перешла по наследству к дочери княгини, Елене, которая после замужества стала греческой принцессой.
Дочь Марии Павловны полюбила семейную драгоценность, то и дело появлялась в ней на торжественных мероприятиях. Дополняя лучистую красоту бриллиантовым сетом из сережек и ожерелья, или крупными жемчужными серьгами.
Когда дочки Елены повзрослели и стали невестами, то матушка продолжила традицию – передала драгоценность следующему поколению для свадебных церемоний. Принцесса оставила завещание, согласно которому тиара должна была принадлежать младшей представительнице прекрасного пола в этой семье, Елизавете.
К счастью, бриллиантовая корона (ведь она очень напоминает головной убор цариц) не канула в Лету, не была продана и не попала в руки посторонних коллекционеров. Двадцатый век подошел к концу, когда свадебное украшение вновь сыграло главную роль для очередной невесты, на этот раз, внучки Елизаветы, Софии Габсбург.
И вот, в 2005-м году правнук Елизаветы, Максимилиан Австрийский, женился на Саре-Майе аль-Аскари. С данным творением семейству, конечно, повезло. Но, обращаясь к истории царской сокровищницы, вновь и вновь я возвращаюсь к тому печальному периоду, когда представители советской власти запустили руку в сундуки и шкатулки венценосных особ и их родственников.
Так, с императорской короной поступили вообще, кощунственно: символ верховной власти государства российского стал похож на ободранный остов – из него вынули все бриллианты. И отдали министру финансов Ирландии, который согласился предоставить денежный заем в обмен на равноценный залог.
Прошло время, о сделке с каменьями из короны все благополучно забыли, кристаллы оставались в Дублине, тихонько хранились в сейфе вплоть до середины 20-го столетия. В итоге, ирландцы получили свои деньги обратно от советской власти, а в 1984-м году корона Романовых, наконец, пережила реставрацию. И заняла свое почетное место в экспозиции Алмазного фонда России.