Найти тему
Ингосстрах

Почему страховщики не спешат осваивать космос?

В условиях надвигающегося кризиса страховые компании ищут новые каналы продаж и роста доходов. Работа с космическими рисками кажется оптимальным вариантом решения проблем. Еще бы, ведь каждый запуск страхуется на миллиарды рублей, а по статистике за 2019 год у «Роскосмоса» не было ни одного убытка. Почему же тогда страховые компании не спешат осваивать космос?

Сложность работы с космической индустрией состоит вовсе не в тендерах, как можно было бы подумать. Страхование таких рисков — тяжелый и многоступенчатый процесс, требующий значительных ресурсов. Для оценки объекта необходимо привлекать дорогостоящих технических экспертов, параллельно решая задачи андеррайтинга, риск-менеджмента и т.д. Только чтобы соответствовать минимальным условиям тендера, компания должна осуществить немалые вложения, собрать команду и привлечь профессиональных посредников.

Второй специфический фактор — большие суммы страхового покрытия и реального ущерба. Заработав несколько миллионов рублей премии, страховая компания берет на себя ответственность ценой в несколько миллиардов. И на практике это скорее минус, чем плюс. Оставить такой большой риск на собственном удержании компания не может, его нужно перестраховывать у крупных российских и международных игроков. В пределах РФ сделать это проблематично из-за малой емкости рынка, за границей еще сложнее: ставки там выше, а желающих работать с российской компанией немного. Чтобы получить доступ к международным ресурсам, нужно умело обойти санкционные ограничения и заработать репутацию надежного партнера. Такую задачу-максимум не помогут решить даже несколько выигранных комических тендеров.

Также не стоит сбрасывать со счетов требования Центробанка к страховщикам космической отрасли. Чтобы принимать в работу миллиардные риски, они должны доказать свою финансовую устойчивость, наличие достаточных резервов и т.д.

-2

И даже если компания выполнила все условия и начала страховать космические риски, проблемы могут настигнуть ее в любой момент. Это в 2019 году «Роскосмос» провел все запуски без срывов и аварий, однако такой удачный год не отменяет общую статистику: проблемы при запусках космических аппаратов случаются с незавидной регулярностью, принося страховщикам миллиардные убытки. В 2014 году «Ингосстрах» поставил рекорд рынка — выплатил 7,8 млрд рублей в связи с гибелью КА «Экспресс-АМ4R». Благодаря лидерским позициям в отрасли и многолетним связям с ведущими международными страховщиками, компании удалось отработать этот страховой случай без потери финансовой устойчивости. Если бы на месте «Ингосстраха» была менее опытная и крупная компания, исход был бы драматичным.

После известия о запуске компанией Илона Маска космического корабля Crew Dragon с экипажем на МКС, тема космоса вновь оказалась в списке хайповых новостей. Тем не менее, вряд ли кто-то из страховщиков (как российских, так и мировых) рискнет нарастить объемы работ в этом секторе. Слишком высока цена провала или, лучше сказать, падения.