В. С. Соколов, Е. В. Гильбо
СОДЕРЖАНИЕ:
Общая оценка представленных документов
Принципиальная ошибочность расчета дефлятора.
Повторность ошибки расчета дефлятора.
Правительственный прогноз курса доллара и возможные варианты.
Реальный размер бюджетных доходов.
Реальный подход к расчету бюджетных расходов
Возможные политические последствия перекосов в исполненнии бюджета
Бюджетный дефицит
Ошибочность макроэкономического прогноза
Необходимость альтернативной концепции бюджета
Структура доходов альтернативного бюджета.
1. Отказ от НДС.
2. Отказ от налога на прибыль.
3. Отказ от подоходного налога с населения.
4. Увеличение акцизов.
5. Ресурсные платежи.
6. Доходы от приватизации.
7. Пошлины.
8. Земельная рента.
9. Налог на операции с недвижимостью.
10. Налог с предприятий и организация на выплаты на цели личного потребления.
Стимулирование производства как следствие новой налоговой системы
Дополнительные меры по стимулированию производства и стабилизации финансов.
Наполнение бюджета как следствие новой налоговой системы.
Сводный финансовый баланс при новой бюджетной системе.
Предложения по альтернативной схеме расходов.
Точка опоры - стимулирование спроса
Баланс денежных доходов населения
Уменьшение бюджетного дефицита как следствие принятия новой бюджетной стратегии
Общая оценка представленных документов
Представленный Правительством набор документов содержит целый пакет абсолютно разнородной и слабо систематизированной информации. Представленные таблицы рассчитывались по разным методикам, что делает документы несопоставимыми.
К примеру, в докладе министра финансов указывается, что на Государственную поддержку отраслей народного хозяйства направляется 33211517.3 млн рублей, а в представленном премьер-министром проекте Закона на те же цели предлагается ассигновать 35430920.4 млн рублей. Понятно, что это разные цифры, расходящиеся более чем на два триллиона рублей.
Аналогичная ситуация с расходами на социально-культурные мероприятия. Проект Закона предлагает выделить 12415578 миллионов рублей, министр финансов - 11406404.8. Подобных несоответствий в документах еще немало, но эти бросаются в глаза сразу.
Как дает основание заключить опыт взаимодействия с Правительством по бюджетным вопросам Вреховного Совета России, указанные несоответствия имеют целью сделать невозможной осмысленную работу над документами и вынудить Думу утвердить бюджет без реального рассмотрения и внесения поправок (поскольку при такой подаче материала не всегда ясно куда и какие поправки вносить).
Весьма неконструктивна также и перегрузка пакета материалов практически не относящимися к делу таблицами "в разрезе министерств и ведомств", поскольку значение имеют только те статьи, которые для данного министерства "профильны". Приведение данных по полной классификации только затрудняет работу с ними.
Таким образом можно предположить, что Представляя материалы в такой форме Правительство надеялось свести к минимуму возможности конструктивной работы Думы над бюджетом.
Принципиальная ошибочность расчета дефлятора.
Из данных отчета можно заключить, что Правительство при исчислениидоходов и расходов бюджета взяло величину дефлятора равной примерно 5. Такая величина, хотя и соответствует требованиям МВФ, принципиально недостижима по ряду причин.
Прежде всего, уже за 1й квартал 1994 года реальный рост цен по предварительным оценкам равен 85%. С учетом роста цен в 1993 году дефлятор для 1го квартала в сравнении с 1м кварталом 1993 года равен 9,1. В связи с тем, что за 1993 год цены выросли при исчислении по методике Госкомстата в 9,4 раза, для того, чтобы дефлятор 1994 года был равен 5ти необходимо добиться снижения инфляции к 4му кварталу до уровня не более 7-8% в месяц.
Отвлекшись от требований МВФ зададимся вопросом: возможно ли это? Очевидно нет.
Прежде всего, за 4й квартал 1993го года и 1й квартал 1994го Правительство вычерпало почти все ресурсы бюджетной и кредитной экономии. Сумма долгов правительства и взаимной задолженности экономических субъектов достигла небывалой величины, превысившей объем производства.
Очевидно следует ожидать во втором квартале упрямого продолжения этой политики. Это способно снизить темпы инфляции до 15-17% в месяц и соответственно, до 59% в квартал. Таким образом дефлятор 2го квартала можно ожидать равным 8.8-8.9.
С третьего квартала при сохранении того же режима финансирования произойдет рост инфляции засчет ускорения спада производства, наметившегося уже сегодня. Дефлятор вырастет до уровня 9-9.1. Коллапс производства в 4м квартале плюс необходимость принятия первоочередных мер приведет к росту инфляции до 29-32% в месяц и дефлятора - примерно до 12.
Такой будет реальная реакция российской экономики и финансовой системы на ту политику, которую провозглашает и ведет Правительство, если оно сможет довести ее до конца.
Таким образом можно заключить, что правительство неадекватно представляет реакцию на свою политику экономической системы. Это и приводит к ошибочной гипотезе о величине дефлятора. Для приведения расчетов в соответствие с реальность следует принять дефлятор равным 9,74 за 1994 год в целом.
В прилагающихся таблицах дается прогноз инфляции по месяцам и по кварталам в 1994 году исходя из предположений, что Правительству удастся в течение года проводить в точности продекларированную им политику. Там же дан прогноз спада производства поквартально при такой политике и расчет дефлятора для каждого квартала и за год в целом.
Повторность ошибки расчета дефлятора.
Ошибочное исчисление дефлятора и ошибочный проноз инфляции является давней проблемой Правительства. В частности, при представлении в Верховный Совет России Бюджетного послания Президента на 1993 год были сделаны аналогичные ошибки.
В частности, дефлятор за год прогнозировался равным 3м.
Мы тогда оспорили это предположение, исходя из анализа реальной ситуации. В прилагаемом к этому документу "Комментарии к бюджетному посланию Президента" от января 1993 года дается точный сценарий развития событий в финансовой сфере (как сегодня ясно, в точности исполнившийся).
Правительство ошибочно прогнозировало величину массы НДС за 1993 год в 4872,8 млрд. руб., мы оспаривали это предположение, называя цифру в 10 триллионов. В конечном счете Правительство по итогам первого полугодия пересмотрело план доходов и по НДСу дало прогноз в 9826.5 млрд. руб., но рельно сумело исполнить в сумме 7251 млрд. руб.
Правительство ошибочно прогнозировало величину массы налога на прибыль - 3237.9 млрд. руб., в то время как мы предлагали учесть в бюджете 6500 млрд. руб. Правительство через полгода учло 6195.9, а исполнило 5471.6. Аналогично обстояло дело с подоходным налогом с населения, акцизами и т.п.
В то же время именно неверные исходные данные и лежали в основе ошибочной политики Правительства в области доходов, которая привела к столь крупному реальному дефициту и задолженности субъектам бюджетного финансирования.
В связи этим мы предлагаем сегодня с самого начала при утверждении бюджета использовать реалистический прогноз, поскольку повторное использование неадекватных данных приведет в провалу бюджета 1994 года столь же мощному, как провал бюджета 1993го года.
Правительственный прогноз курса доллара и возможные варианты.
Правительство прогнозирует и использует в своих расчетах курс доллара к рублю равным примерно 3000. Насколько адекватен такой проноз?
В приведенных в приложении таблицах дается прогноз курса доллара на протяжении 1994 года. Ниже приводится расчет уровня цен к 1985 году и рассчитанный на его базе "реальный курс доллара", основанный на сопоставлении покупательных способностей доллара и рубля.
Отношение "Реального" курса к текущему рассматривается нам как коэффициент относительной твердости рубля к доллару (данный показатель используется нами во всех исследованиях по валютному мониторингу).
Мы видим как на протяжении второго полугодия 1993 года происходит резкое укрепление рубля. Это было результатом сознательной политики Центробанка России.
В своих прогнозах курса доллара на 1994 год мы исходим из следующих гипотез:
- Центробанк при поддержке Правительства будет продолжать свою политику укрепления рубля,
- Вряд ли возможно и целесообразно добиваться для рубля на сегодняшний день твердости равной, или большей твердости доллара,
- сегодня уже достигнут уровень твердости примерно в 0,4. Это значит, что более чем вдвое за год этот показатель вырасти не может,
- процесс укрепления рубля будет идти в 1994 году плавно, без кризисов, характерных для ситуации на валютном рынке в 1993 и январе 1994 года.
При этих условиях курс доллара должен плавно вырасти к концу года до величины 6200 рублей за доллар, причем основной его рост должен прийтись на конец 1994 года.
При такой динамике, как видно из таблицы, средний за год курс доллара составит примерно 3063 рубля. Именно на эту цифру ориентируется Правительство при расчете бюджета.
Таким образом, можно заключить, что в данном случае прогноз Правительства и основанные на нем расчеты абсолютно адекватны. В то же время он не согласуется с прогнозами инфляции, даваемыми Правительством.
Это дает основание предположить, что указанный прогноз сделан не Правительством, а предоставлен ему Центробанком, расчеты которого обычно более адекватны реальной ситуации.
Таким образом, предлагается при анализе бюджета согласится с правительственным прогнозом среднего курса доллара на 1994 год.
Реальный размер бюджетных доходов.
Итак, Правительство ориентируется на явно фантастическую гипотезу о размерах дефлятора. Очевидно это связано с желанием хотя бы на бумаге соответствовать предъявляемым МВФ требованиям.
Следовательно, предлагаемый Правительством прогноз доходов бюджета столь же фантастичен, как и содержащийся в Бюджетном послании Президента за 1993 год.
Приняв все остальные гипотезы, на которых основывается Правительство, мы взяли на себя смелость пересчитать массу бюджетных доходов, исходя из реалистической оценки величины дефлятора.
Как видно из таблицы, в этом случае удваиваются все доходы, за исключением доходв от централизованного экспорта, пошлин и других доходов от внешнеэкономической деятельности, которые в гораздо большей степени зависят от курса доллара.
При таком исчислении величина доходов составит не 120468.6 миллардов рублей, а 213972.8 миллиардов рублей.
Однако, мы не можем согласиться с этой цифрой, поскольку не разделяем и еще одну гипотезу Правительства - а именно гипотезу о низких темпах спада. Для замедления спада сегодня необходима коренная перемена финансовой политики, в то время как в 1994 году следует ожидать лишь ее усугубления, если не произойдет скорой смены кабинета.
В связи с этим мы предлагаем в прогнозе бюджетных доходов на 1994 год учесть реальные темпы спада производства, которые отразятся прежде всего на массе НДС и исчисляемого по оой же методике дополнительного налога, в меньшей степени - на акцизах и поступлениях от налога на прибыль.
В таблице показано, как производится учет этого фактора введением поправочных коэффициентов. Величина бюджетных доходов оказывается равной примерно 181918.6 миллиардов рублей (плюс-минус четыре триллиона). Эту цифру мы предлагаем считать наиболее вероятным прогнозом реальной величины доходов государственного бюджета на 1994 год при сохранении провозглашенной правительственной политики.
Реальный подход к расчету бюджетных расходов
Ошибочный прогноз дефлятора наиболее опасен при планировании не столько доходной, сколько расходной части бюджета. Именно ошибки в бюджетном планировании в начале 1993 года и привели к катастрофическому развитию событий в финансовой области (а в результате и в стране в целом) во втором полугодии.
В частности, явно недостаточное финансирование в первом полугодии вызовет в дальнейшем (а впрочем, уже и сейчас вызывает):
- хроническую недостаточность финансирования,
- ужесточение давления "снизу" на Думу и Правительство с целью приведения финансирования в соответствии с реальностью,
- возникновение резких диспропорций в финансировании отраслей и бюджетных сфер в результате стихийности процесса выправления ситуации.
Очевидно, такое развитие событий вызовет резкую дестабилизацию ситуации в стране. И если в прилагаемом комментарии за январь прошлого года мы прогнозировали устранение тем или иным способом Верховного Совета от бюджетного процесса (хотя и не могли предположить, каким будет этот способ), то сегодня мы можем прогнозровать устранение тем или иным образом центральной власти в России вообще (опять же абстрагируясь от способа устранения).
Таким образом предлагается уже при утверждении бюджета предупредить возможные диспропорции и учесть реальную величину дефлятора.
Серьезнейшие поправки затрагивают практически все статьи бюджета, исключая внешнеэкономическую деятельность и обслуживание государственного долга (хотя при этом их относительная величина в расходах бюджета снижается почти вдвое). Новые расчетные размеры ассигнований по статьям бюджета приведены во втором столбике сводной таблице и таблицы расходов.
В данном пересчете мы полностью основывались на содержательной стороне бюджетной концепции Правительства и таким образом отталкивались от предложенных им цифр. В связи с этим можно рекомендовать Думе рассматривать данный прогноз только как исходные предположения и серьезно поработать над всеми статьями исходя из собственно содержательных предположений.
При таком рассмотрении имеет смысл учесть, например, что в бюджете предусмотрено лишь 5 триллионов долларов на закупку вооружений, а утвержденных Правительством заказов УЖЕ размещено на 28 миллиардов. Как Правительство намерено выходить из этой ситуации?
Хотя мы и не согласны с правительственной концепцией бюджетных расходов, однако приводим этот расчет как исходный материал, приводя свои соображения ниже и оставляя депутатам возможность самим вносить поправки в правительственную концепцию, если она будет Думой принята.
Возможные политические последствия перекосов в исполненнии бюджета
В прошлом, 1993 году мы прогнозировали уже политические катаклизмы вследствие неверного подхода к формированию и исполнению бюджета. Как известно, последствия этих перекосов оказались еще более катастрофическими, чем это предполагалось.
В этом году, очевидно, ситуация будет еще менее радостной. В первую очередь это связано с сильнейшей диспропорцией в финансировании расходов на личное потребление населения и военных расходов.
Планирование прироста денежных доходов населения "по Шохину" при гораздо больших темпах инфляции вызовет на практике падение реального уровня жизни на протяжении года примерно вдвое. Поскольку и так этот уровень сегодня весьма низок, ресурс его дальнейшего снижения вычерпан. Таким образом сама эта тенденция вызовет сильнейшие социальные катаклизмы.
Вторым фактором социальных катаклизмов будет запланированный Правительством рост безработицы в почти 4,5 раза. Реально безработица, как видно ниже, будет при продолжении этой политики значительно большей.
Прежде всего это связано с курсом на ликвидацию высокотехнологической индустрии. Уже отмечалось, что разместив на 28 трлн. рублей только военных заказов Правительство предусмотрело в бюджете только 5,5 трлн. руб. на их оплату. Это означает ликвидацию производства практически всего ВПК России и появление 4 миллионов новых безработных.
В связи с тем, что Правительство не предусматривает средств на поддержку этой новой массы безработных, они останутся совершенно без средств к существованию, что вызовет дополнительные социальные катаклизмы.
Все эти факторы социального давления в конце концов заставят Правительство ослабить тенденцию к жесткой экономии, как это частично произошло в 1993 году. Учитывая, что положение оказывается значительно напряженнее, чем в 1993 году, бюджетные расходы и связанная с ними эмиссия перейдут все мыслимые пределы и инфляция может при некоторых обстоятельствах превысить прогнозщируемые нами пределы.
Еще сложнее ситауция вокруг комплекса оборонных затрат. Прежде всего необходимо будет обеспечивать приемлемый жизненный уровень офицеров и выполнять прошлогодние обещания по его повышению. Однако средств на это не только не предусмотрено, но реальные расходы на содержание личного состава вооруженных сил фактически снижаются вдвое уже к концу лета.
Такое положение вещей не может не вызвать острого недовольства в армейской среде. Кроме того, для напряженности в этой сфере важную роль сыграет фактор с размещением военного заказа.
Разместив уже сегодня военные заказы на 28 трлн. рублей, да еще и в натуральном выражении, министерство обороны поставило себя перед неизбежной необходимостью выбивания средств на оплату этих заказов. В то же время принятие бюджета в нынешних его цифрах означает для Министерства крах.
Таким образом Министерство обороны вынуждается к тому, чтобы добивваться выделения соответствующих ассигнований любой ценой. До конца лета, похоже, это сведется к давлению на Правительство всеми возможными легальными путями. А поскольку давление это не будет иметь успеха, а само министерство будет испытывать нарастающее давление "снизу", остаются возможными лишь два варианта развития событий:
1. Совершение военным руководством государственного переворота с целью приведения к власти Правительства, способного изыскать резервы для достаточного финансирования оборонных нужд любой ценой.
2. Совершение "вторым эшелоном" генералитета и офицерства переворота против как политического, так и военного руководства страны с целью установления режима, способного добиться общего оздоровления экономики и достойного содержания и обеспечения вооруженных сил, а также восстановления должного уровня обороноспособности России.
Соединение сильнейших социальных катаклизмов вкупе с реальной угрозой военного переворота (причем его реальность усиливается в связи с его "легитимизацией" наличием прецедента) вызовет сильнейшую нервозность в действиях Правительства летом 1994 года, что приведет к ухудшению финансовых показателей по сравнению с прогнозируемыми нами.
Бюджетный дефицит
В предложенном Правительством прогнозе бюджетный дефицит предполагается равным 62667.3 млрд. руб., то есть 34,2% расходов бюджета. Это - весьма большая величина, сама по себе достаточная для того, чтобы уровень инфляции был больше прогнозируемого Правительством.
Однако именно в связи с горазда большим уровнем инфляции бюджетный дефицит при сохранении правительственной политики в области доходов и расходов окажется реально равным, как видно из сводной таблицы, 145853 миллиарда рублей или 44.5% расходной части.
Понятно, что такая величина устроить нас не может. Она не устроит и МВФ. В конечном счете она не устроит и само Правительство.
Такая величина дефицита ведет к разрушению бюджетного механизма на уровне Федерации в целом. А вместе с ним разрушается и сама федеральная власть, которая сегодня только на финансовых рычагах и держится.
Необходимо отметить также, что такой дефицит получается из соображений, что Правительство все же до конца года будет полностью контролировать обстановку и держаться своей политики в целом с небольшими коррективами. Как было сказано выше, существует и менее благоприятная перспектива для Правительства, а значит - и для финансовых показателей.
Ошибочность макроэкономического прогноза
Макроэкономический прогноз, представленный А.Н. Шохиным, на котором основывается расчет бюджета, также неадекватен реальности. Прежде всего это связано все с тем же неверным расчетом дефлятора.
Причина ошибки заключается в том, что в своих расчетах Министерство эжкономики с самого начала исходит из некоего заданного уровня инфляции, который рассматривается как целевая функция. В результате все параметры планируются исходя из этой цели без учета ограничений.
К примеру, заданный уровень инфляции предусматривает для своего достижения, как легко можно показать, отрицательную кредитную эмиссию в 1994 году. Явная абсурдность этого не заставляет авторов "прогноза" скооректировать цель.
Выбранная Минэкономики цель определяется желанием соответствовать требованиям МВФ хотя бы на бумаге практически без учета экономических реалий России. В результате и дается абсурдный прогноз дефлятора, рассчитанный на восприятие неспециалистами.
Отсюда - совершенно невероятный прогноз ВВП, объемов промышленной продукции и т.п.
Кроме того, вызывает удивление весьма низкий уровень запланированного импорта в то время, как он остается важнейшим источником насыщения внутреннего потребительского рынка и поддержания уровня жизни. Отсюда - запланирован низкий объем розничного товарооборота. Отсюда - ориентация на низкие доходы населения, которые с учетом укрепления рубля (то есть фактической инфляции доллара на внутреннем рынке) оказываются ниже , чем в 1993 году.
Необходимость альтернативной концепции бюджета
Уже в 1993 году Экспертный Совет Совета Республики Верховного Совета России разработал новую концепцию бюджета, основанную на принципиально новом подходе к способам наполнения бюджета и реформе денежного обращения России в целом.
Принятие реализующих эту концепцию законов в 1993 году позволило бы сегодня сформировать почти бездефицитный бюджет в условиях достаточно обильного финансирования бюджетных сфер и инвестиций и стимулированного роста производства.
К сожалению, сегодня реализация указанной бюджетной концепции невозможна без серьезных изменений в руководстве страны и в организации государственного управления. Однако, даже сегодня можно предложить такую бюджетную реформу, которая позволит свести бюджет с минимальным дефицитом при достаточно обильном финансировании всех бюджетных сфер и удовлетворении почти всех заявок министерств и ведомств.