Читая Библию, очень часто люди видят противоречия там, где их нет. Для того чтобы понимать Библию и особенно сложные места в ней, необходимо:
Во-первых, быть водимыми Святым Духом, то есть необходимо, чтобы Господь – автор Библии – даровал человеку откровения к пониманию Его Слова: «...зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петра 1:20).
Во-вторых, необходимо читать и рассматривать сложные стихи в их контексте.
В-третьих, необходимо иметь представление о тех, к кому обращён тот или иной стих или Библейский отрывок, знать их историю, культуру и обычаи.
Чаще всего так называемые противоречия возникают в следующих случаях:
· от незнания истории, географии, культуры и обычаев библейских народов;
· как результат вырывания стиха из его контекста;
· от незнания и непонимания предмета повествования;
· от понимания аллегории в буквальном смысле и наоборот;
· от незнания библейских азов;
· от невнимательности;
· от неверия;
· от желания найти противоречие любой ценой (Мы называем это фабрикацией противоречий или «высасыванием» их из пальца).
Наш девиз при интерпретации Библии: Библия интерпретирует Библию.
В Библии противоречий нет; все противоречия находятся у человека в голове. Поэтому советуем каждому читателю Библии руководствоваться следующим правилом: Если я чего-то в Библии не понимаю, то это не значит, что с Библией что-то не так. Это лишь означает, что я чего-то в ней не понимаю.
Данная подборка посвящена кажущимся противоречиям в Библии. Заметьте: не противоречиям, а кажущимся или мнимым противоречиям. На протяжении столетий противники Бога и Его Слова напрягаются изо всех сил в поисках противоречий в Священном Писании, но так и не могут их найти. Наши ответы о противоречиях в Библии помогут вам понять, что таковых в Библии нет.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ № 1
1. Бытие 1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» => Бог был доволен Своим творением.
2. Бытие 6:6 «…раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» => Бог был разочарован Своим творением.
Противоречие: Какой-то Бог непостоянный: то Он доволен, то недоволен своим творением.
Объяснение: Это противоречие является ни чем иным, как сфабрикованным, потому что автор этого вопроса, читая Библию, по какой-то причине пропустил четыре главы и с первой главы сразу перепрыгнул к шестой. Если бы он удосужился прочитать пропущенные главы, он бы узнал, что случилось с Божьим творением такого, что заставило Бога разочароваться в нём.
Дело в том, Господь Бог создал всё прекрасным и совершенным. Поэтому Бог и был доволен Своим творением. Однако творение, созданное Богом со свободной волей, воспользовалось своей свободной волей для того, чтобы восстать против Бога. Результатом было грехопадение человека, которое привело к быстрому растлению человечества. В шестой главе Бытия рассказывается о том, что Господь Бог был разочарован результатами человеческого выбора и последствиями греха: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (стихи 5-6).
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ № 2
1. Библия провозглашает Бога всевидящим и всезнающим: Притчи 15:3 «а всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых», Иеремия 16:17 «Ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего, и неправда их не сокрыта от очей Моих», Иеремия 23:24 «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь», Евреям 4:13 «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет».
2. После того, как Каин убил своего брата Авеля, Бог задаёт ему вопрос: Бытие 4:9 «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?»
Противоречие: Если бы Бог был всевидящим, как утверждает Библия, Он бы не задал подобного вопроса Каину.
Объяснение: Это уже не первый раз, когда Бог задал человеку подобный вопрос. Если вы помните, после того, как Адам и Ева ослушались Бога и отведали плодов с запретного дерева, Бог спросил Адама: «Где ты?» Бытие 3:8-9 «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?»
Разве Бог не видел Адама? Видел. Разве Бог не знал, что случилось с Авелем? Знал. Зачем же тогда Он задал подобные вопросы Адаму и Каину? Ответ прост: Бог применил педагогический приём, предоставив каждому из них (как Адаму, так и Каину) шанс покаяться. По этой же причине родители (будучи уже в курсе событий) спрашивают своих нашкодившего ребёнка: «Ну, что ты наделал?»
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ № 3
1. Множество стихов в Ветхом Завете говорят о том, что Бог гневается, испепеляет, истребляет, убивает, мстит и наказывает:o Бог мстительный: Второзаконие 32:35 «У Меня отмщение и воздаяние», Иеремия 46:10 «ибо день сей у Господа Бога Саваофа есть день отмщения, чтобы отмстить врагам Его; и меч будет пожирать, и насытится и упьется кровью их».
o Бог – муж брани, то есть Он воинственен: Исход 15:3 «Господь муж брани, Иегова имя Ему», Исаия 42:13 «Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих», Евреям 12:29 «Бог наш есть огнь поядающий».
o Господь – Бог ревнитель: Исход 20:5 «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель», Исаия 34:14 «…потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель», также Второзаконие 4:24, 5:9, 6:15, 29:20, 32.
o Бог поощряет убийства: Левит 26:7-8, Числа 31:17-18, Второзаконие 20:16-17, И.Навин 10:40, Судей 14:19, Иезекииль 9:5-7.
o Бог – яростный и гневливый: Числа 25:3-4, Второзаконие 6:15, 9:7-8, 29:20, 32:21, Псалтирь 77:49 «…послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов», Иеремия 4:8, 17:4, 32:30-31, Софония 2:2.
o Бог беспощадный: Иезекииль 6:12 «Кто вдали, тот умрет от моровой язвы; а кто близко, тот падет от меча; а оставшийся и уцелевший умрет от голода; так совершу над ними гнев Мой», Наум 1:2, 6 «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих».
2. В то же самое время Библия утверждает, что Бог есть любовь: 2 Коринфянам 13:11 «Бог любви и мира будет с вами», 1 Иоанна 4:8, 16 «Бог есть любовь». Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
Противоречие: Как такое может быть? Как Бог может быть любовью, когда Он такой злой и кровожадный?
Объяснение: Бог ненавидит зло и грех, и одновременно с этим Бог любит добро и праведность. В чём же здесь противоречие? В том, что Господь наказывает зло и грех? Нет, в этом проявляется Божья святость и справедливость, ибо Господь Бог есть судия праведный. Разве не наказывает любящие родители своих непослушных детей? Ещё как наказывают! То же самое делает и Господь Бог. Вот как об этом говорится в Притчах 3:11-12 «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». И вот что об этого говорит Господь в Откровении 3:19 «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся».
Любовь Бога проявляется не только в том, что Он наказывает нерадивых детей, но и в том, что Он прощает тех, кто в раскаянии приходит к Нему с просьбой о прощении. Свою любовь Господь доказал Своей смертью на кресте за наши грехи: Римлянам 5:8 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
Если бы Бог не был любовью, Он бы не умер за грехи Своего творения мучительной смертью на кресте. Наоборот, Он бы истребил нас всех с лица земли, «потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Римлянам 3:23).
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ № 4
1. Библия учит, что Господь не изменяется: Числа 23:19 «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?», 1 Царств 15:29 «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему», Иаков 1:17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».
2. В Библии также сказано, что Бог раскаялся и передумал: Бытие 6:6 «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем», Исход 32:14 «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой», Числа 14:20 «И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему», 1 Царств 15:35 «…Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем», 2 Царств 24:16 «И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою». Иона 3:10 «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».
Противоречие: Как Библия может утверждать, что Бог не изменяется, если в самой же Библии существуют свидетельства о том, что Бог изменяется?
Объяснение: Бог не изменяется. Но Он может варьировать Свои действия по отношению к нам в зависимости от того, как мы изменяемся и меняем наше отношение к Нему.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ № 5
В Новом Завете даётся три разных истории избрания Иисусом учеников:
1. Матфея 4:17-22 (История об избрании Петра): «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним». То же читаем в Марка 1:16-20.
2. Лука 5:1-11 (другая история): «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. 6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним».
3. Иоанна 1:35-42 (совсем другая история): «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр».
Противоречие: Какая же из трёх историй является верной?
Объяснение: Все эти истории описывают не одно и то же, а разные события. Когда Иисус начал проповедовать, то Его будущие ученики не находились с Ним постоянно. Скорее всего, первая встреча будущих апостолов с Иисусом описана в Евангелии от Иоанна. Пётр (как и некоторые другие ученики) пришёл к Иисусу, побыл с Ним, а затем вернулся к своему привычному занятию: как известно, он был рыболовом.
Одна из последующих встреч учеников с Иисусом описана в Евангелиях от Матфея и Марка. Тогда Иисус, проходя мимо лодок Андрея, Петра, Иакова и Иоанна, с которыми Он уже был знаком, позвал их идти за Ним, и они последовали за Христом. На протяжении некоторого времени Пётр (и другие ученики) снова ходил с Иисусом, и снова вернулся к своей работе. Но настал день (скорее всего, он и описан в Евангелии от Луки), когда Пётр (и другие ученики) навсегда оставил своё прежнее занятие и присоединился к Иисусу Христу, став Его учеником и апостолом.
Надеюсь данная статья ответила на какой-то и Ваш вопрос. Продолжение объяснения противоречий в следующих частях