Один из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота "Vasa" ("Ваза") был построен по приказу короля Швеции Густава II Адольфа и задумывался мощнейшим кораблем на Балтике, который установит новые стандарты огневой мощи. К его созданию было привлечено 400 лучших плотников, пильщиков, кузнецов, столяров, маляров и прочих ремесленников. Длина корпуса "Вазы" составила 69 м, ширина — 11,7 м, высота от верхушки мачты до киля — 52 м. Судно было оснащено 10 парусами и 64 бронзовыми пушками.
В день испытаний 10 августа 1628 года стояла ясная погода, дул слабый, но порывистый ветер. В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. На борту находилось около 100 человек экипажа с женами и дети (по случаю первого плавания предполагалось масштабное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей). Сразу после выхода на открытое пространство бухты резкий порыв ветра накренил судно, но затем оно выровнялось и прошло еще примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова сильно накренил "Вазу". Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лег на борт и в считанные минуты почти полностью ушел под воду. По разным источникам погибло от 50 до 400 человек. Следствие, проведенное Шведским Государственным советом пришло к выводу, что при проектировании корабля были допущены ошибки. Однако, проектировщик и строитель Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы, и в итоге никто не был осужден.
В течение нескольких лет после гибели "Вазы" предпринимались неоднократные попытки его подъема, однако техническое оснащение того времени позволило за полвека поднять только 54 пушки, на чем было принято решение прекратить спуски. Про корабль забыли почти на три века, данные о его местоположении были утрачены. В середине 20 века один из крупнейших шведских специалистов по военно–морской истории Андерс Франсен предположил, что корабль мог хорошо сохраниться из–за специфики солевого состава морской воды. В течение пяти лет он в частном порядке занимался поисками затонувшего судна. 25 августа 1956 года поиски наконец дали результат — на глубине 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля. 24 апреля 1961 года судно, пролежавшее под водой 333 года, было поднято на поверхность. После многолетних реставрационных работ его превратили в музей, который к 2019 году принял "на борт" более 200 млн. посетителей. "Ваза" является единственным в мире сохранившимся парусным кораблем начала XVII века.