Илон Маск - как будто оживший Тони Старк: миллиардер, филантроп, плейбой и просто клевый парень. Не хватает, разве что, железного костюма. Красивая картинка, интересные презентации, крутые проекты... Давайте разберемся в его феномене.
Соучредитель Apple Стив Возняк так высказывался о нем: «Я не верю ни единому слову Илона Маска».
Человек харизматичный, Маск продает не товар, а себя: как икону в сфере бизнеса - для обывателей и как генератор высокодоходных проектов - для профессионалов. Но если по первому пункту вопросов нет (миллионы искренне считают его кумиром), то с самым главным для бизнесмена - способностью создать прибыльное дело – у Маска сложно.
- Его стратегия проста - нагнать много шуму вокруг своей персоны и проектов, - считает кандидат экономических наук Леонид Хазанов. - Но в реальности успехи спорны.
- Илон Маск торгует своим образом, - полагает футуролог Дмитрий Шелест. - Это как майки с портретом Че Гевары, только куда дороже. Вся продукция (электромобили, ракеты и прочее) - это в первую очередь дорогостоящие «портреты» самого гуру, которые покупают его фанаты. Маска часто сравнивают с создателем айфона Стивом Джобсом. Но если покойный глава Apple использовал реальные инновации для создания нового товара (смартфон, планшетный компьютер), то Маск скорее занимается мимикрией изобретений прошлого века под новейшие разработки.
О будущем Илон Маск всегда говорит так, будто оно наступило уже вчера, и исключительно благодаря его же усилиям. Говорит часто. Харизматичному и эксцентричному Маску верят миллионы по всему миру. Для миллионов он живой супергерой. Не прототип Тони Старка в голливудском блокбастере, а реальный «Железный человек». Кстати актер Роберт Дауни младший ориентировался на Маска в создании образа киношного изобретателя.
Но главное, что Илон Маск вроде бы 100-процентное воплощение американской мечты: родился в Южной Африке, переехал в США, на гранты закончил университет, за последние деньги снял с братом маленький офис, где и жил и работал, как проклятый, по 20 часов в день. С нуля учредил фирму X.com, в последствии ставшую PayPal. Когда капитализация компании выросла до нескольких сотен миллионов долларов – продал. Основал SolarCity, SpaceX и Tesla. В итоге сегодня Маск обеспечивает пол-Америки солнечной энергией, отправляет в космос корабли, строит лучшие на планете электромобили. И в каждом интервью подчеркивает: ничего бы не получилось, живи он в другой стране.
«Помню, я как-то подумал: Соединенные Штаты - столица мира, а значит отличное место, чтобы здесь поселиться!» - говорит он. В общем, не жизнь, а идеальный сюжет про Великую Страну Возможностей для креативных людей.
Детство и юность.
Он родился 28 июня 1971 г. в Претории (ЮАР). Его отец Эррол был успешным инженером. Мать Мэй в юности была моделью, а затем преуспевающим диетологом. Илон был первым ребёнком в семье; да и сейчас иногда появляется на обложках модных журналов. Следом на свет появились брат Кимбал и сестра Тоска (будущий режиссёр и продюсер). Хотя родители Илона были знакомы с детства и Эррол много лет добивался руки Мэй, их брак не был счастливым. Когда Илону исполнилось семь, пара подала на развод.
Сначала дети остались с матерью, но затем Илон переехал к отцу. Как он сам позже вспоминал, с матерью осталось трое детей, а у отца не было никого, он выглядел одиноким и грустным. Вскоре к отцу перебрался и Кимбал. Впоследствии братья не раз сомневались в своём решении: Эррол оказался строгим и требовательным, ему трудно было угодить. Тем не менее он дал своим сыновьям хорошее образование и привил любовь к точным наукам.
Илон отличался от других детей. Он был умнее сверстников и не разделял их интереса к спорту и развлечениям. Мальчик часто «отключался» от внешнего мира, погружаясь в себя. Одноклассники травили его. Маск сменил несколько школ, но так и не завёл настоящих друзей.
Проблемы в школе и дома привели к тому, что Маск с ранних лет увлекся книгами. Он зачитывался романами Верна, Азимова, Хайнлайна и Толкина. «Академия» и «Луна – суровая хозяйка» пробудили в нём интерес к космосу, а роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет. С тех пор Маск руководствуется принципом «Главное – задавать правильные вопросы».
Вторым увлечением Маска стали компьютеры. Едва столкнувшись с этим чудом техники, он выпросил у отца свой первый компьютер – Commodore VIC-20, популярную в начале восьмидесятых модель с целыми 5 Кб памяти. Маск сам освоил программирование и уже в двенадцать лет написал видеоигру Blastar, которую продал одному из местных журналов за $500.
Хоть Эррол и купил сыну компьютер, сам он скептически относился к увлечению Илона, считая компьютеры всего лишь дорогими игрушками. Он хотел, чтобы Илон стал инженером, как и он сам.
Отсутствие поддержки и перспектив заставили Илон задуматься об эмиграции. Он грезил об Америке, которая казалась ему страной неограниченных возможностей для умных и находчивых. Воспользовавшись тем, что мать была уроженкой Канады, Маск получил канадское гражданство и в семнадцатилетнем возрасте переехал в Канаду.
Переезд в Америку.
Поначалу на новом месте было непросто. Первые годы Илон постоянно переезжал, перебивался черновой работой. Тяжело пришлось Маску на лесопилке в Канаде: выбрасывать лопатой мульчу и раскаленный песок из котла, где готовилась древесная пульпа. Пробираться к котлу нужно было через узкий тоннель. Работники менялись каждые 15 минут, чтобы избежать гипертермии. Зато платили $18 в час – в 1989 г. это были хорошие деньги.
Потом Илон Маск осел на ферме у родственников. Вскоре в Канаду переехали Мэй и Кимбал. Илон поступил в университет Куинс в провинции Онтарио, где продолжил изучать программирование. По его словам, он выбрал Куинс потому, что среди его слушателей было больше всего девушек. Расчёт оправдался на все сто — в университете Илон познакомился с будущей женой, Жюстин.
Получив диплом, Маск поступил в магистратуру Пенсильванского университета по физике и экономике, где даже получал небольшую стипендию. Кроме того, по выходным они с другом открывали у себя в квартире подпольный бар, за право входа в который надо было заплатить $5. Тогда он уже интересовался космосом, альтернативной энергетикой и интернет-стартапами. После Пенсильвании Маск отправился в Стэнфорд (Калифорния) для получения докторской степени, но уже два дня спустя бросил учёбу, чтобы вместе с братом открыть свой первый бизнес в Кремниевой долине.
Zip2.
В 1996 г. Илон Маск вместе со своим братом, Кимбалом, основали свою первую компанию, которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний. Стартовый капитал братья получили от отца, который профинансировал их начинание на сумму в $28 тыс. Этого хватило на аренду небольшого офиса, покупку оборудования и необходимых лицензий. Первые три месяца Илон и Кимбал жили в офисе: им не на что было снимать жильё.
Илон занимался созданием и улучшением продукта, а Кимбал буквально пешком обходил местные фирмы, предлагая им свою разработку.
Братьям удалось найти новых инвесторов, но те сочли Масков недостаточно опытными и пригласили управляющего Рича Соркина, который поменял концепцию, сосредоточившись на поставке программного обеспечения для газет.
Илон Маск поднял бунт, пытаясь сместить Соркина, но его не поддержал совет директоров. В итоге Рич Соркин довёл компанию до коммерческого успеха и выгодной продажи Compaq в 1999 г. за $308 млн. Лично Илону Маску досталось $22 млн.
Илон Маск: «Если у тебя есть миллионы долларов, это меняет твой образ жизни – те, кто говорит иначе, нагло врут. Мне уже не нужно работать для выживания».
PayPal.
Работа над Zip2 преподала Илону урок. Он обрёл уверенность в себе и из робкого программиста превратился в уверенного бизнесмена. Но главное, Маск понял, что больше не должен терять контроль над своими проектами. После продажи Zip2 его привлекла отрасль, где была масса денег и проблем, которые можно было исправить с помощью интернета. Речь шла о банковской сфере, которая на тот момент была громоздкой, неуклюжей и недальновидной и не понимала возможностей цифровой эры.
В марте 1999 г. Маск создал онлайн-банкинг под названием X.com, вложив в проект собственные $12 млн. Очень скоро у компании Маска появился очень сильный конкурент – Confinity во главе с Максом Левчиным и Питером Тилем.
Компании потратили уйму сил и средств на борьбу, пока не пришли к выводу, что проще объединить усилия. В 2000 г. произошло слияние. Крупнейшим акционером и управляющим новой компании стал Илон Маск, который так и не научился ладить с людьми. Между Илоном и Левчином с Тилем начались ссоры. Причиной стало название объединённой компании – всем нравилось предложенное основателями Confinity название PayPal, и только Маск цеплялся за X.com.
В результате конфликта Тиль покинул компанию, а Левчин начал угрожать, что последует за ним. Начались и технические проблемы: сервера не справлялись с наплывом клиентов, в программах обнаруживались «дыры», что грозило штрафами от банков. В компании зрело недовольство Маском. Воспользовавшись отсутствием Илона, который наконец-то женился на Жюстин и отправился в свадебное путешествие, совет директоров сместил его с должности и назначил на это место Питера Тиля.
Маск прервал путешествие и попробовал бороться, но вскоре остыл, осознав, что Левчин и Тиль действительно знают своё дело. Он остался акционером компании и продолжил вкладывать в неё деньги. Когда крупнейший интернет-аукцион eBay захотел приобрести PayPal, ни у одного члена правления не возникло сомнений, что надо соглашаться, но Маск посоветовал сохранять терпение и ждать. Наконец, после серии отказов, в июне 2002 г. eBay предложил $1,5 млрд. Как крупнейший акционер, Маск получил $250 млн.
SpaceX.
После ухода из PayPal Маск возобновил свадебное путешествие. В поездке он подхватил опасную форму малярии и едва не умер. На полное восстановление ушло полгода, за это время Илон похудел на двадцать килограммов.
В июне 2002 г. он основал Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX). Поначалу Маск хотел производить только двигатели, а остальные детали закупать у сторонних поставщиков. Но он быстро убедился, что приемлемого качества можно добиться только производя все самостоятельно. На старте проекта Маск как инвестор вложил около $100 млн. Он даже ездил в Россию, для того чтобы приобрести в качестве носителя для своей программы старую советскую баллистическую ракету.
Фактически ракетоносители SpaceX - реплики советских проектов 1970-х годов.
В те времена Маск ничего не смыслил в ракетостроении. Масштабы работ он представлял себе плохо, поэтому назначал себе чересчур оптимистические сроки, в которые было нереально уложиться.
«Мозгом» и главным разработчиком проекта стал инженер Том Мюллер, работавшего в аэрокосмической компании TRW, которая, среди прочего, успешно разрабатывала зонды «Викинг» для освоения Марса. Вместе с Мюллером к Маску уходит и целая команда специалистов. Но главное – он получает готовые технологии, что, собственно, и позволяет экономить космические суммы на инфраструктуре, разработке и испытаниях. Вскоре ТRW подаст на SpaceX в суд, но тяжбу, имея на руках все патенты, проиграет. Эксперты говорят, что это прямое свидетельство поддержки Маска на высшем уровне.
При этом проект вскоре оказался на грани банкротства. Создание Falcon 1 отстало от запланированного графика на четыре года, три первых запуска завершились провалом, и лишь в сентябре 2008 г. ракета сумела вывести на орбиту макет полезной нагрузки. При этом сам Маск признавался, что денег на ещё один запуск просто не оставалось.
Тем удивительнее, что с такими скромными результатами в декабре того же года SpaceX получила контракт от НАСА. 23 декабря 2008 года космическое агентство подписало со SpaceX полуторамиллиардный контракт на двенадцать рейсов к МКС. А затем проект совершил фантастический технологический скачок.
Ряд экспертов в области космонавтики отмечают, что это совершенно нереально. Разработка с нуля двигателя, систем управления и прочего требует многих лет работы. Не говоря уже о том, что ракета Маска с лёгкостью была синхронизирована с пусковым комплексом базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии.
Эксперты убеждены, что за Маском стоят влиятельные представители военных кругов США, которые под видом «частного проекта» занимаются разработкой необходимых им технологий.
Маск не первый, кто используется в подобном качестве. Например, под «крышей» фирмы знаменитого американского изобретателя и миллиардера Говарда Хьюза осуществлялся целый ряд американских военных проектов, включая попытку подъёма затонувшей в Атлантике советской атомной подводной лодки.
В 2015 г. газета Los Angeles Times подсчитала, что общая сумма выделенных и запланированных на ближайшие время субсидий для зеленых и космических компаний Маска составляет $4,9 млрд. При этом только за 2002-2012 гг. SpaceX потратила $4 млн на лоббирование своих интересов в конгрессе (в США подобная практика узаконена). Лично Маск пожертвовал на избирательные кампании различных американских политиков до миллиона долларов, финансируя всех подряд: и демократическую партию, и республиканскую. Вот и ответ, почему у его фирм при любой власти никогда не заканчиваются деньги.
В 2016 г. на пусковой площадке взорвалась ракета Falcon 9 (со спутником стоимостью $195 млн на борту).
Как сообщал канал NBC, SpaceX платила всем известному сенатору Джону Маккейну за отказ от российских ракетных двигателей, от которых зависят многие программы НАСА. Причем, говорят эксперты, таким образом устраняются не только российские но и американские конкуренты Маска.
Интернет-сайт RSN сообщал, что НАСА обеспечивает SpaceX заказами на 85% от оборота и этим субсидирует космические авантюры Маска.
Сейчас Илон Маск строит звездолет, рассчитанный на 100 пассажиров. Шесть двигателей Raptor должны оторвать его от поверхности Луны или Марса. Но чтобы победить притяжение Земли, его нужно будет запускать с помощью гигантской ракеты Super Heavy.
В конце апреля 2020 г. SpaceX стала одной из трех компаний, выбранных НАСА для разработки системы посадки на спутник Земли. Она и конкуренты – Dynetics, возглавляемая бывшим директором НАСА Дэвидом Кингом, и Blue Origin Джеффа Безоса – получат $135 млн, $253 млн и $579 млн соответственно. Американцы хотят к 2024 г. отправить космонавтов на Луну, затем запустить на ее орбиту станцию, а на поверхности создать постоянную базу.
Президент США Дональда Трампа не скрывает восхищения Маском. В своем Тwitter 12 мая 2020 г. он обратился к властям Калифорнии с просьбой помочь Маску открыть компанию, несмотря на карантин. Трамп сравнивает предпринимателя с американским изобретателем Томасом Эдисоном и называет его «одним из наших величайших гениев». Сравнение с Эдисоном не случайно, так как Маск сам называл его и знаменитого инженера Николу Теслу своими «ролевыми моделями» в одном из интервью американским СМИ.
Бизнесмен одержим идей покорения Марса и даже носит майку "Оккупируй Марс". Название отсылает к девизу «Оккупируй Уолл-Стрит», под которым в 2011 г. проходили массовые протесты в Нью-Йорке против крупного бизнеса.
Спутники Starlink.
Сеть спутников должна обеспечить всю Землю широкополосным доступом в интернет. 22 апреля очередные 60 спутников выведены на орбиту. Но против этого выступают астрономы. Еще в прошлом году они пожаловались, что спутники Starlink сильно отражают Солнце и мешают наблюдать за звездами. Фотографии с длительной выдержкой буквально исчерканы следами от Starlink, хотя их сейчас на орбите чуть более четырех сотен, а планируется нарастить группировку до 40000. В конце апреля ученые высказали Маску в лицо свои претензии на заседании Национальной академии наук, инженерии и медицины. Маск пообещал снабдить следующие запуски специальными «солнцезащитными зонтиками».
Маск – гений пиара и мастер заворожить аудиторию грандиозными проектами. Астрономам он посулил создать обсерваторию на орбите намного выше, чем у Starlink. Не забыл он и про простых людей: 4 мая интернет-издание Deadline написало, что SpaceX и NASA работают над съемками боевика в космосе, главную роль в котором исполнит Том Круз.
Tesla.
Фирму Tesla Motors (с февраля 2017 г. – Tesla) тоже с большой натяжкой можно назвать детищем Илона Маска. Ее основали в 2003 г. совсем другие люди – Мартин Еберхард и Марк Тарпеннинг. Они-то и придумали концепцию «электрического спорткара». Маск решил проинвестировать этот проект, когда он уже был разработан. Самих же разработчиков и совладельцев вскоре обвинил в неэффективности и уволил. Те тоже подали на Маска в суд за клевету и нарушение условий контракта, но опять безуспешно.
Первые два прототипа Tesla Roadster были встречены с энтузиазмом, и в компанию стали поступать заказы. Но попытка перейти от штучного производства к массовому едва не привела к краху.
На первых порах в Tesla дела обстояли ещё хуже. Контрагенты постоянно срывали поставки деталей, издержки росли, а публика начинала терять терпение. Себестоимость одного автомобиля по оптимистичным прогнозам составляла $170–200 тыс., а Tesla планировала продавать Roadster за $85 тысяч.
Под откос покатилась и личная жизнь. Для Илона семья всегда стояла на втором месте после работы. Хотя Илон и Жюстин были знакомы много лет и растили пятерых детей. Их брак зашёл в тупик, и Илон подал на развод. Маск отнёсся к бракоразводному процессу как к бизнес-проекту и добивался максимально удобного для себя результата. Пресса недоумевала, почему мультимиллионер спорит с матерью своих пятерых детей о сумме отступных. Но Илон не мог позволить себе лишние траты.
В 2008 г. Маск стал ген. директором Tesla.
Совпадение, однако после подписания контракта с НАСА, дела наладились и у Tesla. Tesla Roadster неплохо продавался, но хитом стала вышедшая в 2012 г. Model S. Tesla Motors позиционирует её как «iPhone на колёсах» (программы автоматически обновляются через интернет). Даже распространение строится по модели Apple – Tesla реализует машины через интернет и специальные точки продаж, расположенные в крупных торговых центрах.
Правительства стран, где продается Tesla, когда-то даже доплачивали покупателям, потому что «зеленые» технологии, потому что заботятся об экологии. Правда, целый ряд стран уже отказался доплачивать. Где-то выявили финансовый подлог, а где-то подсчитали выбросы в атмосферу при производстве электричества для автомобилей Tesla. И как показал пример Гонконга, без субсидий их просто перестают покупать.
В последующие годы Tesla лишь меняла и патентировала дизайн, но не технологию. Более того, никаких «специальных секретных батарейных модулей», о которых рассказывает Илон Маск, нет – для электрокаров закупаются китайские батарейки, разработанные в Шеньчжене и уже давно внедренные в весь китайский электротранспорт – от скутеров до автобусов. Однако это ни генерального директора якобы инновационной компании, ни поклонников его «таланта» нисколько не смущает. Более того, они уже вовсю восхищаются новой идеей Маска – настенный домашний аккумулятор, который позволит не только экономить, но и даже генерировать энергию буквально из ничего.
«Все расчеты показывают, что окупаемость при нормальных ценах на электричество, скажем, при разнице утреннего электричества и ночного, она такая, что эта батарейка окупится за лет 25-30. А при этом количество циклов заряда-разряда у этих батареек всего лет на 5», - говорит специалист в области искусственного интеллекта и управления проектами Игорь Ашманов.
Впрочем, все эти технические тонкости мало кого интересуют. В том числе и руководство США, которое, вкладывая деньги в бизнес Илона Маска, платит вовсе не за инновации. В первую очередь – за пиар-услугу: громко и убедительно сообщать миру, что всё уникальное, высокотехнологичное и успешное может быть только американским.
«[Маск] сам, конечно, никогда ничего не изобретал. Но изобретателем ставят его, такого фронтмена. Обнаружили клевого парня, который очень хорошо смотрится на сцене, фотогеничен, циничен, готов абсолютно на все ради денег. Им нужен был такой человек, они его нашли», - рассказывает Ашманов.
Из нереального образа, созданного по лучшим голливудским лекалам, американцы извлекают вполне реальную выгоду. Продают товары дорого, покупают мозги дешево.
За первый квартал 2019 г. Tesla показала убыток $702 млн, за второй квартал - $408 млн. Временные трудности? Не похоже. За свою 15-летнюю историю компания приносила небольшую прибыль лишь в течение трех кварталов. Остальное время фирма отчитывалась об убытках - под $7 млрд за 2016-2019 гг.
С убытками пытаются бороться. Порой анекдотично. В мае 2019 г. газеты сообщали, что Tesla перестала закупать туалетную бумагу для корпоративных уборных, и сотрудники вынуждены были носить ее из дома.
В апреле 2019 г. совет директоров компании покинули 4 из 11 членов. В феврале ушел (вернее, сбежал) главный юрист, известный корпоративный адвокат Дэйн Бутсвинкас, проработав на Маска всего два месяца. По мнению независимых аналитиков, все эти люди могли узнать правду о реальном положении дел в Tesla и унесли ноги подобру-поздорову.
Компанию Tesla часто критикуют за стиль управления. По словам партнера инвестфонда Gagarin Capital Николая Давыдова, хотя у Tesla «огромная армия фанатов и сотни тысяч проданных автомобилей», у нее «отвратительный финансовый менеджмент». В интервью для недавнего фильма журналиста Юрия Дудя о Кремневой Долине Давыдов рассказал, что Tesla «управляется как маленький стартап», а на счету ее средств «на 3-4 месяца жизни».
Маск еще ни разу не получал зарплаты или бонусов за управление Tesla. Каждый год он пишет заявление об отказе от минимальной зарплаты – около $56000 в год. Но у него есть 12 траншей опционов на покупку акций Tesla по $350,02 за штуку. Право на каждый из них он получает, когда компания достигает определенных результатов. Почти все условия для первого транша он выполнил, не хватало одного: средняя капитализация Tesla за шесть месяцев должна превысить $100 млрд.
27 апреля 2020 г. акции компании скакнули вверх на 10%. Инвесторы оценили успешный I квартал и понадеялись, что завод в Калифорнии откроется в начале мая. Капитализация выросла до $145 млрд, а среднемесячный полугодовой показатель вплотную подошел к заветной сотне. И тут Маск всех удивил. «Цена акций Tesla слишком высока, на мой взгляд», – написал он 1 мая в Twitter, после чего котировки упали на 10,3%. Непонятно, зачем это было нужно Маску, но не помогло. Акции снова поползли вверх, и спустя три дня средняя капитализация за шесть месяцев составила $100,2 млрд. Обналичь Маск немедленно опцион, он получил бы около $700 млн.
Если Маск достигнет всех 12 целей опционной программы, то только от Tesla получит не менее $55,8 млрд, что сделает его одним из самых богатых людей планеты. Его состояние, включая все активы, Forbes оценивает в $24,6 млрд, это 31-е место в рейтинге.
Для сравнения цифры (на сентябрь 2018 г.): капитализация Ford – $36 млрд, General Motors – $47 млрд, а капитализация Tesla – $52 млрд, не смотря на растущие убытки.
Tesla некоторые финансовые специалисты из-за огромных убытков называют «черной дырой для инвесторов».
Hyperloop.
В 2012 г. Илон Маск в интервью рассказал, что во время стояния в автомобильной пробке ему пришла в голову идея «пятого вида транспорта». Проект получил название Hyperloop («Гиперпетля»). Предприниматель пообещал, что новое транспортное средство будет в 2 раза быстрее самолёта и в 3-4 раза быстрее скоростного поезда, время в пути от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско (расстояние 561 км по прямой) займёт всего 30 минут.
Маск пообещал, что транспорт не будет подвержен авариям, дорога будет работать от солнечной энергии, пассажирам не придётся подстраиваться к расписанию, ибо транспортные капсулы будут двигаться с короткими интервалами, как в метро, что все спецификации окажутся в свободном доступе. В августе 2013 г. была опубликована 58-страничная «альфа-версия» проекта.
Предполагается, что поезд на магнитной подушке будет двигаться со скоростью более 1000 км/ч в трубе с вакуумом.
Hyperloop был объявлен альтернативой правительственному проекту высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail, которая к 2029 г. должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Маск объявил, что озвученная цена проекта в $68,4 млрд. непомерно высока, а его Hyperloop будет стоить в 10 раз дешевле.
Но почти сразу после обнародования «альфа-версии» проекта Илон Маск объявил, что не собирается сам заниматься его реализацией, предоставляя подобное право всем желающим. За дело взялись сразу несколько групп, но далеко они не продвинулись. Первые эксперименты показывали, что проект в итоге обойдётся значительно дороже, чем предсказывал Маск.
В январе 2015 г. Илон Маск неожиданно объявил, что всё-таки возьмется за Hyperloop. Миллиардер объявил о желании построить пробную трассу длиной 5 миль в Техасе.
Летом 2015 г. компания SpaceX объявила конкурс на создание капсулы, главный приз в котором достался команде Массачусетского технологического института. В сентябре 2016 г. SpaceX объявила о намерении построить тестовый трек Hyperloop длиной 1,5 км и диаметром 1,8 метра.
В бизнес-империи Маска этим проектом Hyperloop занимается The Boring Company. Она построила испытательную модель Hyperloop, но сейчас занимается просто Loop, другими словами – обычной подземкой, где в тоннеле нет вакуума.
В мае прошлого года она получила первый коммерческий заказ: связать части выставочного комплекса Las Vegas Convention Center. Нужно построить два тоннеля протяженностью 1,6 км каждый и три станции. До сих пор непонятно, какой транспорт будет перевозить по ним до 4400 человек в час. Изначально речь шла об электробусах на 16 человек. Но последняя демонстрация проводилась с автомобилем Tesla Model X, оснащенным специальными приспособлениями для езды по рельсам.
Подземная линия стоимостью $52,5 млн должна была начать работу еще в прошлом году. Но из-за поломки проходческого щита первый из двух тоннелей завершен только в феврале. Маск уверяет, что до конца года подземка будет открыта и The Boring Company займется другими проектами. Какими – тоже непонятно. Раньше она собиралась строить Hyperloop между Нью-Йорком и Вашингтоном и две подземки Loop в Лос-Анджелесе (от Восточного Голливуда до стадиона Доджер) и Чикаго (из центра до аэропорта О’Хара). Первый проект завис на стадии экологической экспертизы, второй так и не начался, а новый мэр Чикаго, в отличие от предшественника, не выказывает интереса к детищу Маска.
Neuralink.
В 2016 г. Илон Маск запустил стартап Neuralink и вложил в него около 2/3 из $158 млн инвестиций. Цель – создать встраиваемый в мозг имплант, который позволит человеку напрямую общаться с искином. Прошлым летом Маск в общих чертах рассказал на презентации про микросхему размером 4х4 мм с 1024 электродами. Четыре таких микросхемы должны будут вживляться в мозг, шнур выходить за ухом и через закрепленный на голове модуль Bluetooth человек будет общаться с компьютером.
В марте Маск осторожно пообещал, что скорее всего этим летом мир увидит новую «потрясающую» версию устройства. В конце 2020 г. он надеется провести испытания на людях. Пока Neuralink не балует подробностями о своей работе.
OpenAI.
OpenAI запущен в 2015 г. для развития искусственного интеллекта.
В 2019 г. этот искусственный интиллект научился писать фейковые новости. Теперь – песни. В него загрузили треки самых разных исполнителей: Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры, AC/DC, Мадонны и даже саундтреки из «Улицы Сезам». 30 апреля 2020 г. стартап выложил 7116 композиций, которые OpenAI написал сам – и музыку, и слова. Каждая сделана в стиле одного из известных исполнителей.
SolarCity.
Как-то Маск подумал, что можно бесплатно ставить на крыши домов солнечные панели и брать ежемесячно с жильцов за них плату, которая была бы меньше, чем их счет за электроэнергию. Потом возникла идея делать целые «солнечные крыши» – небольшие солнечные панели в форме черепицы. Но Маск был занят Tesla и SpaceX, так что воплощением идеи занялись его двоюродные братья Питер и Линдон Райвы. В 2006 г. они основали в Калифорнии компанию SolarCity. Маск вложил в нее $10 млн и возглавил совет директоров. К 2016 г. SolarCity оказалась на грани краха. Чтобы спасти ее, Маск вложил еще $10 млн и четыре месяца упрашивал совет директоров Tesla поглотить компанию почти за $2,6 млрд без учета долга в $2,9 млрд. Теперь SolarCity – «дочка» Tesla.
За два года до этого компания занялась строительством завода Gigafactory 2 по производству солнечных батарей в Буффало (штат Нью-Йорк). Он стал главным элементом плана губернатора Эндрю Куомо по стимулированию экономики севера штата.
Государство выделило $350 млн на строительство Gigafactory 2 и еще $400 млн на закупку оборудования, нужного SolarCity. Завод передан компании в аренду на 10 лет всего за $1 в год. А компания, со своей стороны, обещала нанять в штате 1460 человек на высокотехнологичные рабочие места и 2000 установщиков солнечных панелей и способствовать появлению еще 1440 рабочих мест.
В 2018 г. Tesla пригласила журналистов посмотреть на Gigafactory 2. Позже выяснилось, что им показывали среди прочего производственную линию и рабочих Panasonic, которые работали в том же здании. Но этот трюк больше не пройдет. В феврале Panasonic объявил, что прекращает выпуск своих солнечных батарей на Gigafactory 2. При этом Panasonic останется совладельцем завода Gigafactory 1 в Неваде, который выпускает аккумуляторы для автомобилей.
Завод так и не вышел на проектную мощность. К его продукции немало нареканий. В 2019 г. Walmart подала в суд за то, что солнечные панели на крышах семи ее магазинов загорелись. Ритейлер требует возместить ущерб и демонтировать панели, установленные более чем в 240 его магазинах.
В августе 2019 г. у SolarCity в штате Нью-Йорк было всего 636 сотрудников. По условиям контракта со штатом, если в апреле 2020 г. их количество не вырастет до 1460, компания должна выплатить штраф в $41,2 млн. Чиновники и так пошли навстречу Маску, без особой шумихи внеся в контракт поправки. Например, вместо «высокотехнологичных» теперь фигурируют любые рабочие места. В феврале SolarCity отчиталась, что нарастила штат до 1500 сотрудников.
Аппараты ИВЛ.
Чтобы не закрывать производство на своих заводах, Маск в марте обещал наладить на них производство аппаратов ИВЛ, используя в них детали машин и космических кораблей. 5 апреля 2020 г. Tesla обнародовала видео, как ее работники изготавливают компоненты для ИВЛ. Но в тот же день губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо заявил, что вовремя помочь больным Маск не сможет из-за цепочки поставок: «Вы не можете быстро начать производство, потому что есть детали, которые должны быть поставлены из других стран». А его помощница добавила, что в видео Tesla говорится не о создании всего аппарата ИВЛ, а только одной его части.
Тем не менее еще в марте 2020 г. мэр города Нью-Йорка Билл де Блазио и губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом попросили у Маска ИВЛ – и миллиардер обещал закупить их и подарить. С Нью-Йорком вышло неудобно. Туда пришли не ИВЛ для интенсивной терапии, стоящие по $50000, а неинвазивные BiPAP стоимостью $800, используемые при апноэ.
С Калифорнией тоже вышел скандал. 23 марта 2020 г. Ньюсом поблагодарил Tesla за поставку более 1000 ИВЛ. Через три недели его администрация сообщила CNN, что ни один из обещанных ИВЛ так и не поставлен в больницы штата.
И вот совсем свежая новость (от 3.06.2020) о том, что СМИ обнаружили копирование Space X российской идеи для ракет:
Согласно информации, опубликованной в немецком издании Der Tagesspiegel, SpaceX скопировала у России идею раздельной доставки космонавтов и грузов на околоземную орбиту.
Сообщается, что изначально Россия начала эксплуатировать грузовые корабли и пилотируемые капсулы при полетах к МКС. Данная идея была воплощена и космической компанией Илона Маска SpaceX в корабле Crew Dragon, который был запущен в конце мая.
Авторы также отметили, что одной из причин, почему компания SpaceX начала разделять грузовые и пассажирские полеты является нацеленность на развитие космического туризма. ”Однако и здесь русские были первопроходцами, когда в 2001 году они доставили на МКС первого космического туриста Денниса Тито”, - сообщается в СМИ.
Источник 1. Источник 2. Источник 3. Источник 4. Источник 5. Источник 6. Источник 7. Источник 8.