Транспортная безопасность» и «безопасность движения и эксплуатации транспорта»: никакой разницы?
2 июня ряд центральных и уважаемых СМИ ( например, РИА, Российская газета, Регнум…) со ссылкой на Мурманское СУ СКР распространили новость о том, что в Мурманской области по факту обрушения железнодорожного моста возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение требований в области транспортной безопасности».
При этом мало кто задумался, а что означает эта новость? Хотя наиболее ответственные СМИ быстро исправили неточность. Но у многих СМИ эта новость в прежней редакции находилась или находится на сайте длительное время.
Наверно, возник вопрос, почему этой новости я уделяю столько внимания ?
Да просто потому, что возбуждение дела по такой статье фактически свидетельствует о том, что в отношении моста были совершены или теракт, или диверсия.
То есть, исходя из новости, случилось экстраординарное событие! Вы помните, когда в последний раз в России злоумышленники обрушивали мост? Вот именно. И я не помню.
После такой новости должен вводиться режим КТО и целые дивизии прочесывать тайгу и тундру в поисках злоумышленников.
Однако, все спокойно. Президент, ФСБ, МВД, Росгвардия работают в штатном режиме. СМИ ругают качество строительства/ремонта/эксплуатации мостов. Ну а пассажиры теперь прямо до Мурманска доехать не могут.
Так что? Теракта и диверсии не было? Да, не было.
Просто первоисточник новости ошибся в терминах.
Хорошо, что терминология является специфической. А то сейчас бы СМИ панику на всю страну подняли.
Данный факт прекрасно лишний раз показывает, что для большинства людей страны нет никакой разницы между «транспортной безопасностью» и «безопасностью движения, полётов, судоходства».
Большинство не в курсе, что основная цель «транспортной безопасности» (хотя в документах так прямо не говорится) защита транспорта от терактов.
Плохо это или хорошо?
С одной стороны, конечно, плохо. Неосведомленность граждан в требованиях транспортной безопасности и их несоблюдение (часто не умышленное) снижает эффективность всей системы обеспечения транспортной безопасности, негативно влияет на статус работников сил обеспечения транспортной безопасности.
С другой стороны такое отношение общества указывает на место транспортной безопасности в системе безопасности транспорта в целом. То есть транспортная безопасность является неотъемлемой частью безопасности транспорта. Частью, а не чем-то отдельным, независимым.
Такой подход рационален и используется во всем мире. В частности, в международном морском транспорте меры по охране судов и портовых средств являются частью системы управления безопасностью судов и портовых средств.
Ну, а что делать нам, специалистам? Прежде всего самим хорошо знать законодательство и грамотно его применять. Больше внимания уделять популяризации и разъяснению норм и мер транспортной безопасности.
Ну, и конечно, главное не забывать, что транспортная безопасность обеспечивает безопасность передвижения граждан, перевозки грузов наравне и в комплексе с другими мерами обеспечения безопасности транспорта. А не просто, что работники сил обеспечения транспортной безопасности получали ежемесячно зарплату.
PS Хотя немного обидно, что другие специалисты (журналисты) даже не попытались проверить правильность информации.
PPS А может и хорошо, что люди не знают, что такое «транспортная безопасность». Представляете, какая паника могла начаться из-за такого ложного сообщения СМИ?