Найти тему
Растим мальчишек

Как современных детей отучают трудиться

Вчера сын показал мне видео, которое прислал кто-то в их групповой чат. Там подросток лет, может, 13-14 просвещал детей насчет их прав.

Считаю, что в разумных пределах детский труд необходим для развития полноценной личности
Считаю, что в разумных пределах детский труд необходим для развития полноценной личности

Он так энергично, с юмором и харизмой профессионального спикера говорил, что дети не обязаны не только на сезонных субботниках работать, но даже вытирать записи с доски после или перед уроками. И, тем более, должны отвечать категорическим отказом на предложение собрать мусор в классе, вынести ведро, передвинуть парты и тому подобные просьбы.

Юный борец за права детей даже подкреплял свои фразы какими-то статьями и называл такие попытки привлечь школьников к общественной работе эксплуатацией детского труда.

Также парнишка затронул и совсем уж не детскую, на мой взгляд, тему – сборов на школьные нужды. Он подробно объяснил ребятам, что это все незаконно, что Конституция гарантирует каждому бесплатное образование и т.д. и т.п. Все это весьма эмоционально и с большим негативом в сторону учителей и администрации школы.

Возможно, он и прав. Но прививать младшим школьникам с ранних лет такое отношение к учителям (которые, кстати, не виноваты – они не в свой карман деньги собирают и не по своей инициативе) … Учитель, у которого нет авторитета, мало чему может научить детей.

Лайков и восторженных комментариев под видео было предостаточно.

Я задумалась… Конечно, дети должны знать свои права. Своим я, например, с детского сада внушала, что никто из взрослых (ни воспитатель, ни учитель, ни сосед) не имеет права их унижать, оскорблять, а, тем более, трогать или бить. Что такие действия противозаконны и об этом немедленно нужно сообщить мне. Но это видео…

Дети сегодня итак меньше вовлечены в трудовую деятельность, чем раньше. Мы спокойно по очереди мыли в классе полы (сегодня это делают уборщицы за отдельную плату), не видели никакой проблемы в том, чтобы подготовить к уроку доску, посещали все субботники (это, кстати, было еще и своеобразным развлечением), совместно ухаживали за школьным огородом и животными из зооуголка… Ну и, конечно, встречались на летних отработках. Тогда и мысли не было вместо этого приобрести для школы банку краски или купить какое-нибудь пособие в кабинет географии.

Хорошо, если есть дача. А если нет, то многие практические навыки можно получить только на школьном субботнике или отработке.
Хорошо, если есть дача. А если нет, то многие практические навыки можно получить только на школьном субботнике или отработке.
Мы убирали территорию, красили ограждения, мыли окна. При этом общались, приобретали важные бытовые навыки, учились работать в команде. С удовольствием вспоминаю о моментах этой «трудовой общественной повинности». А наши родители вообще в детстве ездили «на картошку» колхозам помогать, и это было настоящее приключение.

Кстати, мне кажется, современные дети с удовольствием бы также, как и мы, вместе, в команде трудились бы на необременительной общественной работе. Это все и работой-то не назовешь. Больше как игра, совместное времяпрепровождение, получение практических навыков... Но сегодня всё преподносится под таким странным соусом, что школьники не хотят ощущать себя простачками, не знающими своих прав. И слоняются, вон, по двору, не зная, куда деть бьющую ключом энергию.