Найти тему
Диванный IT

Длительное обучение помогает молодым птицам вырасти умнее

Оглавление
Дикая Сибирская кукша (слева) с взрослым отпрыском (справа) питаются вместе (с) Michael Griesser
Дикая Сибирская кукша (слева) с взрослым отпрыском (справа) питаются вместе (с) Michael Griesser

Даже среди приматов люди выделяются самым долгим периодом детства. Учёные предполагают, что продолжительность детства и юности даёт нам много времени для обучения, творчества и познания окружающей среды. Всё это — ключ к пониманию того, почему мы достаточно умны для обучения сложным навыкам, занимающим много лет. Слоны, некоторые летучие мыши, киты, дельфины и некоторые птицы — в особенности врановые — имеют схожую продолжительность детства. Но разве длительное детство делает другие виды такими же умными? А если и так, то на сколько велика в этом всём роль родителей?

Команда учёных из Общества научных исследований им. Макса Планка (Института науки о человеческой истории им. Макса Планка), Констанцского университета и Великобритании нашли ответы, объединив результаты своих исследований двух видов врановых — Сибирской кукши и Новокаледонского ворона — вместе с уже опубликованными исследованиями 127 видов врановых и тысяч видов воробьинообразных (певчих птиц). Исследование, опубликованное в журнале «Философские труды Королевского общества» (Philosophical Transactions of the Royal Society), даёт принципиально новый взгляд на эволюцию интеллекта, где родители играют центральную роль.

Воспитание обеспечивает длительное детство

Исследователи провели годы за наблюдением двух видов птиц в естественной среде обитания, чтобы понять, как обучение молодых птиц связано с воспитанием в юности и выживанием во взрослом возрасте.

На исследовательской площадке в Швеции учёные провели полевые испытания способностей молодых Сибирских кукш к получению важнейших для выживания навыков: опознания опасных хищников и открытия головоломок с едой внутри. По всей Палеоарктике Сибирские кукши живут в «семейных» стайках, которые могут включать молодых особей не только из своих выводков, но и из выводков других стай. Они могут прожить в чужой стае до четырёх лет. Молодняк, оставшийся с родителями, только выиграл от этого. Они учились значительно быстрее благодаря наблюдению за родителями и получению от них еды. Как результат — их продолжительность жизни выросла и они чаще заводили свои собственные семьи.

На исследовательской площадке в Новой Каледонии учёные наблюдали за тем, как Новокаледонские вороны получают важнейший для выживания навык — создание инструментов для поиска пищи. Изучение данного навыка длится около года — очень «дорогое» время для родителей, вынужденных кормить своих детей. Удивительно, но эти вороны могут оставаться со своими родителями на протяжении трёх лет — значительно дольше, чем у других видов ворон. Родители и другие взрослые особи крайне благоприятно настроены по отношению к молодняку. Взрослые используют инструменты для добычи пищи и кормят подростков, позволяя им внимательно наблюдать за процессом, а также терпят кражу инструментов и физическое воздействие с их стороны. Как результат такого лояльного воспитания — Новокаледонские вороны имеют самый большой мозг по отношению к размерам тела среди врановых.

Длительное обучение влияет на интеллект

Авторы утверждают, что ключевая роль воспитания в эволюции познания до сих пор отрицается. Часто забота о детях, которую многие считают неизбежной рутиной, позволяют детям потратить время на обучение и ошибки.

«Длительное воспитание очень сильно влияет на обучаемость и интеллект, — объясняет Майкл Грёссер из Констанцкого Университета. — Способности к обучению возникают из взаимосвязи между длительным детством и длительным воспитанием. Безопасное убежище в сочетании с продолжительной заботой о потомстве являются очень важными факторами для развития возможностей обучения.(...)»

В пользу молодых учеников играет и тот факт, что о них заботятся и кормят в течение всего детства и юности. Родителям необходимость кормить несколько лишних ртов обходится дорого, однако в условиях изобилия пищи они могут себе это позволить. Будучи в безопасности, молодые птицы могут потратить время на наращивание мозга, приобретение сложных навыков и получение доступа к жизненно важным ресурсам. Приобретённые навыки способствуют лучшей выживаемости и, вероятно, также позволяют новым видам расширять ареал обитания при изменении условий среды.

Врановые — необычные птицы, но они похожи на людей

Исследователи использовали филогенетические сравнительные методы (PCMs) для анализа разницы между врановыми и всеми воробьинообразными. Врановые имеют более крупный мозг по отношению к своему телу, как и люди. Они также обладают длительным периодом развития как в раннем детстве, так и в подростковом — ещё одна характерная черта людей.

«И люди, и врановые тратят свою юность на получение жизненно важных навыков, находясь под опекой взрослых, обеспечивающих их длительное обучение.» — Объясняет Натали Уомини из Общества научных исследований им. Макса Планка. «Более того, врановые и люди остаются способными к обучению на протяжении всей жизни. Это происходит благодаря гибкому интеллекту, позволяющему адаптироваться к условиям изменяющейся внешней среды.»

В свете данного исследования воспитание приобретает ещё большую важность. Родители играют центральную роль в развитии молодого мозга. Дети, как молодые птички, не могут получать навыки в изоляции. Им необходима благоприятная среда и поддержка, позволяющие раскрыться потенциалу их огромного мозга.

Источник.

Редакторы: Анна Теплова и Елена Королёва.