Мы не соревнуемся. У России своя программа.
Запуск 30 мая 2020 года американского многоразового пилотируемого космического корабля Crew Dragon компании Space X вновь актуализировал в СМИ остроту вопроса о соревновании России и Соединенных Штатов в освоении космоса. Амбициозный Илон Маск на пресс-конференции, посвящённой запуску, представил это событие, как эпохальное событие для всего человечества и, по любимой американской привычке объявлять себя победителями всегда и во всём, объявил себя победителем Дмитрия Рогозина. Но дело в том, что Маск соревнуется с Рогозиным, а Рогозин с Маском нет.
Удивительно как с помощью небольших сравнительно с достигнутым эффектом средств, вложенных в рекламу одиночного догоняющего по техническим показателям запуска Dragon американцы опять, как и 1969 году, “победили”. Но это, скорее, победа в информационном поле. Личная победа Илона Маска? - Да. Но не победа в давнем соревновании двух ведущих космических держав.
В Русской ментальности принято считать, что судить надо по делам и по результату. Мы традиционно стесняемся саморекламы и никак не научимся пользоваться рекламой как дополнительной производительной силой.
Очень важная информация к вопросу о победе Илона Маска. Цель полёта Dragon - Международная космическая станция (МКС). В строительстве МКС участвовали несколько стран, но проект станции, создан на основе советских и российских конструкторских разработок и технологий. И к этому достижению России пока даже не приблизилась ни одна страна в мире. А удачная стыковка американского корабля с МКС в автоматическом режиме осуществилась в том числе и благодаря стыковочному адаптеру IDA, основная конструкция которого разработана и изготовлена на головном предприятии "Роскосмоса" по пилотируемой программе — в Ракетно-космической корпорации "Энергия".
А теперь попробуем познакомиться с достижениями в космосе неамериканской части человечества, то есть России. Вот что о наших достижениях в космосе говорит Генеральный директор госкорпорации “Роскосмос” Рогозин Дмитрий Олегович. Говорит, как принято в российской деловой культуре, неспешно, скромно, по-существу и не по-голливудски.
Трудно сравнивать результаты достижений по разным параметрам. Функциональное отличие NASA и Роскосмоса состоит в том, что NASA — это гражданское федеральное ведомство, которое отвечает за гражданские и научные программы в космосе и пилотируемую космонавтику. Роскосмос, кроме перечисленных направлений деятельности NASA решает ещё и военные задачи.
Стратегия государственной корпорации "Роскосмос" на сегодня состоит в утверждении лидирующих позиций и экспансии российской ракетно-космической отрасли в мире. Экспансия необходима для решения трёх фундаментальных задач отрасли - военной, хозяйственной и научной.
Направления, в которых работает сегодня Роскосмос не входят в круг задач ни NASA, ни тем более Space X Илона Маска, которые решают задачи пилотируемой космонавтики и разработки сопутствующих технологий. При этом бюджет NASA в 10 раз превышает бюджет Роскосмоса. Надо отметить, что запуск корабля Crew Dragon был заказом NASA для Space X.
Вот что говорит Рогозин о соревновательной позиции Илона Маска. Американцы сделали то, что давно должны были сделать. Запуск Crew Dragon - это восполнение пробела в американской космонавтике, но не в российской. У нас такая транспортная система давно есть. Это наш космический корабль “Союз- МС. Корабли этой модификации позволяют доставлять экипаж численностью до трёх человек на низкую околоземную орбиту на ракете с тем же названием «Союз». Разработчик и изготовитель кораблей «Союз» — РКК «Энергия». Машина постоянно модифицируется, переводится на цифровые формы сближения с МКС и обладает надёжной системой аварийного спасения, что для пилотируемой космонавтики самое важное.
Соединённые Штаты, великая американская держава, имеющая колоссальный космический бюджет, в течение девяти лет вынуждена была, в каком-то даже унизительном смысле для себя, летать на российских кораблях. Эта российская монополия сложилась неестественным образом из-за ошибок в планировании американской пилотируемой космонавтике. NASA сделала два параллельных заказа. Один заказ Space X с целью довести свой корабль Dragon до статуса пилотируемого, а второй компании Boeing. Boeing несколько опередил Space X. и в конце 2019 года сделал запуск, но он оказался неудачным, из-за ошибок в программном обеспечении стыковка с МКС не произошла. А Маску это удалось. Но Boeing до конца 2020 года должна повторить то, что сделал Маск. Поэтому у американцев соревнование идёт не с Россией, а между этими двумя компаниями. Это вопрос их дальнейшего финансирования.
Наши корабли, пилотируемый “Союз” и грузовой “Прогресс”, успешно летают, а американцы создают то, чего у них не было в течение 9 лет.
Монополия России на пилотируемые полёты имеет свои плюсы и свои минусы. Российская космонавтика в течение этих девяти лет с 2011 года несла колоссальную нагрузку и ответственность, не имея обязательного резервирования, за доставку на МКС космонавтов представителей всего мира. Снятие этой монополии имеет важное положительное значение для дальнейшего развития российской космонавтики.
Но Россия продолжает сохранять монополию в области ракетного двигателестроения. С 1994 года двигатель РД 180 пока не превзойдён по своим качествам, и ужесточение санкций США в отношении России не касается этого двигателя. США продолжают закупать его у нас. Но новые разработки в двигателестроении продолжаются, на очереди двигатель на метане.
Мы не соревнуемся. У нас своя программа. Мы сейчас создаём новый пилотируемый корабль. Он будет более мощным и рассчитан на четырёх космонавтов. Его запуск планируется на осень 2023 года. Этот корабль для дальних переходов, он позволит возвращаться к земле на второй космической скорости, это уже лунная версия корабля для реализации нашей лунной программы. Корабли Space X и Boeing предназначены для низких орбит и не могут быть использованы за пределами геомагнитного поля Земли, которое защищает космонавтов от высокой космической радиации. Российский новый корабль будет хорошо защищён от неё.
Российская лунная программа начнётся уже в следующем году. В 2021 году мы отправим на южный полюс Луны автоматический аппарат с научной аппаратурой. Он должен будет отработать технологию мягкой посадки. Следующий аппарат мы отправим в 2024 году. Он будет не посадочным, а орбитальным, что позволит нам произвести доработку интересующих нас мест на Луне. Существующее мнение, что Луну можно будет использовать как источник минеральных ресурсов российская космическая наука считает маниловщиной. Нас Луна интересует прежде всего как полигон для отработки технологий взлётов и посадок в безатмосферном режиме для работы по другими небесными телами, в частности астероидам.
https://www.youtube.com/watch?v=Jyk8VDtV4bg
Илон Маск на пресс-конференции говорит (4-5 мин.): ”... мы смогли вернуть астронавтов на орбиту спустя почти 10 лет...,мы шли к этому 18 лет”. Наконец, через 18 лет у нас получилось доставить людей на орбиту (22-23 мин).
А Россия в течение этих 18 лет транспортировала международные экипажи на МКС.