Идея православного социализма. Часть 1.
Друзья мои, свержение правителей, революции, смены режимов не происходят мгновенно. Это всегда трудоемкая, дорогая операция, в которой задействованы как прямые исполнители, так и пассивные, которые играют, может быть, даже большую роль в процессе достижения результата.
Свержение Николая Второго было спланировано задолго до февраля 1917 года. Какие же пути привели к тому, что многовековая монархия оказалась поверженной, а Россия была втянута в революцию и братоубийственную гражданскую войну?
Революция прежде всего происходит в головах. Смена правящего режима невозможна без большой работы над умами правящей элиты, а также населения государства. Настройка общественного мнения на нужную волну играет важнейшую роль, а может быть, и главную. Сегодня эта методика влияния называется «путем мягкой силы».
Кругом измена, и трусость, и обман!
2 марта 1917 года российский император Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата Михаила (который вскоре также отрекся). Этот день считают датой гибели российской монархии.
Документ об отречении Николая II сегодня считается очень спорным, однако сам факт отречения отражен, в том числе, в дневнике императора: «Утром пришел Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется соц.-дем. партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение.
Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился.
Из Ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я поговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман!».
Государь Николай II, глубоко порядочный человек и искренне верующий христианин, будучи горячим патриотом России, тем не менее отрекся от Российского престола. Сделал он это с великой душевной скорбью и, как ему представлялось, лишь ради внутреннего умиротворения все более и более раскалывавшегося под влиянием разрушительных революционных идей общества.
В акте отречения сказался, конечно же, довольно трезвый взгляд государя на общее состояние российского общества в тот момент.
В чем главная причина его отречения?
Состояние русского общества – включая даже верхи Церкви! – было таким, что революцию уже невозможно было предотвратить царскими решениями или физическими средствами (учтем также, что против русской монархии объединились все ее враги в мировом масштабе). Государь это почувствовал, как и то,
что оказался не нужен своему народу в качестве Помазанника Божия, но не считал возможным принудить к этому свой народ силой – тем самым монархия лишилась бы своего духовного смысла.
То есть не царь предал свой народ, а сам оказался предан своим народом.
«России не хватало крепкого и верного монархического правосознания. Правосознания – не в смысле “рассуждения” только и “понимания” только, но… правосознания – чувства, правосознания – доверия, правосознания – ответственности, правосознания – действенной воли, правосознания – дисциплины, правосознания – характера, правосознания – религиозной веры», – писал о причинах катастрофы 1917 года Иван Ильин.
Ильин был убежден в сравнительных преимуществах монархии, особенно применительно к России, по отношению к другим формам правления. Но он не делал из монархии фетиша и призывал взвешенно относиться к возможностям ее восстановления. Как он писал в 1926 году:
"Мы должны возродить в себе древнее умение - иметь царя».
Хочется обратить внимание людей, желающих, чтобы в России пришел к власти царь, на пожелание Ивана Ильина: «Мы должны возродить в себе древнее умение - иметь царя». Не просто сидеть и дожидаться, когда Господь в виде чуда даст России православного царя, как Емели из сказки, а возрождать в народе «древнее умение – иметь царя». Это умение надо прививать через «правосознание религиозной веры», в данном случае христианской веры.
Во-первых, прежде надо примириться «красным» и «белым» на основе общей идеи. Не понимаю, почему надо идею развития России ждать от государственной власти. Во-вторых, исторический пример 1917 года ясно демонстрирует, что влияние «мягкой силы» на настрой общественного мнения играет важную роль.
Например, объединяющую идею предлагает Николай Сомин: «Идея православного социализма ухватывает самое главное в русской цивилизации – стремление понять Божью правду и реализовать её на земле в той мере, которую допускает падшая природа этого мира. И поэтому в ней отражены как истинная вера, так и справедливый социальный строй. Россия в своей истории подходила к православному социализму – сначала со стороны Православия, а затем со стороны социального строя. К сожалению, пока объединить эти две стороны Божьей правды не удавалось. Но еще не вечер, конец времен еще не наступил и все возможности отрыты». Собственно, почему хотя бы не начать разговор в этом направлении?
Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.