Последнее время получили большое распространение произведения в жанре "попаданчества" (я говорю о книгах, хотя схожая волна популярности "исекая" захлестнула аниме). Жанр предполагает, что наш человек, привычный землянин, попадает или в волшебный мир фэнтези, или в прошлое и там совершает великие дела.
В принципе, история не нова. Уже "Звёздные короли" Гамильтона написаны именно в такой манере. Можно припомнить и другие произведения.
Но, чу, стойте! Разве не вся вообще фэнтези строится на этом принципе? Вспомним Рэндольфа Картера из произведений Лавкрафта, или Аларика из "Дочери короля эльфов" Дансени (по ссылке о том, кто это, и почему стоит о них почитать) - разве они не попаданцы? Да тот же Бильбо, который вырвался из провинциально-английского Бэг-энда в мир эльфийских королей и башен некромантов - разве он по существу не попаданец?
И да, и нет. Есть ещё один штамп, который создаёт попаданческую литературу, и который в этих произведениях или отсутствует, или хитро перевёрнут. Это знаменитая "Мэри Сью" или "Марти Сью". Любой, кто читал о попаданцах, знает, что главному герою или героине всё всегда удаётся, все в него влюблены, все враги повержены, и, в общем, другой мир хрустит под ногой явившегося победителя.
Надо сказать, что некоторые произведения - например, "Поиск Кадата" Лавкрафта, - начинают строиться по подобному принципу. Однако там в конце происходит неожиданный поворот, и... А там, где поворота не происходит - например, в "Хоббите", - там происходит постепенное вовлечение персонажа в мир, в который он попал.
Современному "попаданчеству" сказочный мир не интересен. Он населён не персонажами мифов и легенд, не тем, что одновременно чужое и забытое своё, а либо жалкими пигмеями, которые ждут своего вождя, либо разными драконами и юными чародеями, образ которых восходит не столько к сказкам, сколько к романтическим, мягко говоря, переживаниям авторесс. И это - тупик для любого развития.
Кратко говоря, во всём фэнтези, особенно старом, сказочный мир, мир фейри, мир сказки, мир, в который герой попал - это главный мир. Именно он побеждает, именно его триумф над серыми буднями, преображающий героя и его мировоззрение, составляет основу произведения. Фэнтези - это, если угодно, история о вхождении в эпос.
"Попаданчество" - это истории о разрушении эпоса. Типичным попаданчеством было "Янки при дворе короля Артура" (до последней главы, где опять же происходит поворот). Но там это тонко, умно и стёбно. В современном попаданчестве это скучно. Оно - о торжестве посредственного человека, который ни в чём не уступил своей обыденности, над существами грёз и воображения.
И эта идея "попаданчества" - чистая и прямая противоположность тому, что составляет самую суть жанра фэнтези.