Восприятие - очень тонкая материя, требующая настройки и определенного подхода. Незначительные и на первый взгляд не связанные вещи влияют друг на друга и как следствие на нашу жизнь. Иногда случайный прохожий, наступивший на ногу, может испортить настроение на весь день, тогда как в другой день та же случайность не окажет на вас никакого влияния. Все зависит от множества факторов, и чтобы чувствовать себя хорошо, нужно прислушиваться к себе и быть внимательным к происходящему вокруг. Достаточно простой постулат, но только на словах. Осознанность, медленно, но верно завоевывающая умы, сложна в достижении и кажется невозможна в режиме 24/7. Но, кажется, есть пространство для её тренировки и развития. И это место - выставки современного искусства.
Восприятие искусства, особенно современного, еще более особенно - отечественного, крайне сложно. Для этого нужно подойти к вопросу предельно осознанно, иначе фиаско неизбежно. Сегодня, в эпоху торжества индивидуализма, когда нет больших творческих школ или направлений, каждый художник, как и вообще любой человек, это микрокосм. Именно от этого стоит отталкиваться, смотря на современное искусство. Глядя на произведение, вы неизбежно вступаете в диалог с его автором, и то, каким будет этот диалог не в последнюю, а может и в первую очередь зависит от зрителя. Поэтому такую популярность набирает практика медиации, цель которой поспособствовать контакту между зрителем и искусством с наибольшей пользой для всех. Коммуникация - тот самый софт-скилл, ценность которого невозможно переоценить. Если вы умеете находить общий язык быстро и эффективно, то вы безусловный царь горы XXI века.
Искусство же так или иначе целиком завязано на коммуникации. Не секрет, что часто на слуху имена не столько талантливых, сколько общительных и харизматичных авторов. А сколько художников погрязло в пучине "богемного" быта с его праздными шатаниями по барам и мастерским, не сосчитать. С наступлением цифровой эпохи общения стало еще больше, все свободное время занимают бесконечные сообщения в мессенджерах и комментарии в фейсбуке. Человек - существо социальное, месяцы изоляции доказали это кажется даже самым закоренелым социопатам.
HSE ART Gallery показала интересный пример коммуникации и взаимодействия с непредвиденными обстоятельствами. 27 февраля в офлайне открылась групповая выставка трех художников: Ивана Горшкова, Данини и Дмитрия Кавки под названием "Этот смех кончится слезами". И без того многозначительное, в свете событий последних месяцев, оно обретает всё больше разнообразных смыслов. Но ещё интереснее трансформация, которую претерпела выставка, перейдя в онлайн формат. В открывшемся 20 мая онлайн проекте каждый из художников получил отдельную виртуальную площадку для которой сделал самостоятельный проект. Пандемия, которая лишила нас возможности к коммуникации, в случае с художниками позволила им создать, пусть и виртуальный, но персональный проект.
Каждый из художников - обладатель богатого внутреннего мира, что ясно выражается в их работах. Искусство каждого оперирует яркими образами, оказывающими мощное воздействие на неподготовленного зрителя. Чего только стоят герои художницы Данини, в которых она преображается во время перформансов, или сюрреалистичные образы Ивана Горшкова. Если встреча с их искусством в реальности - это соприкосновение с внутренним миром, вышедшим наружу и обретшим форму, то в онлайн формате есть полное ощущение погружения в сознание художника.
Иван Горшков предлагает переместиться в случившийся мир утопии будущего, посетив его выставку "Иван Горшков 100 лет в искусстве", в
которой "армия учеников и подмастерий восстанавливает его эскизы и фотографии в формате грандиозной масляной живописи". По сути мы мы попадаем в белый куб, стены которого заполнены изображениями из интернета, своеобразным "шитпостингом", доведенным художником до апогея.
Данини поселила в своей павильон "Жаба ю ок?" гопника с зеленым лицом и челочкой, одного из центральных персонажей своего бестиария. Перформативный образ отлично вписывается в виртуальное пространство, как бы возвращаясь к себе домой. Искусство Данини базируется на преломлении реальности через призму фильмов, компьютерных игр и соцсетей. Её гопник - это собирательный образ, мем, питающийся образами из цифровой, а не аналоговой реальности.
Пространство "LAUGHTER IN THE DARK" Дмитрия Кавки самое сложное и по структуре, и по наполнению, в нём в равном количестве присутствуют образы из интернета и реальности. Например знаменитый гиф с танцующей девочкой становится акварельным силуэтом. Компьютерная графика соседствует с рисунками, выполненными карандашом, образы наслаиваются друг на друга, а зритель способен пройти сквозь объекты. Художник воспроизводит их, погружаясь в хаос реальности. Кажущаяся статичность экспозиции эфемерна, поскольку стоит только немного переместиться в пространстве, чтобы потеряться в нем и увидеть абсолютно новую картину.
Сложно сказать, чего у этих проектов больше: общего или различий. Каждый из художников делает авторское высказывание, оперируя одними и теми же средствами, имея одну исходную точку, и общие ограничения по времени. Каждый играет с образами массовой культуры, интернетом, пересечениями виртуального и реального. И в каждом проекте четко прослеживается авторское личное, которое служит основой его искренности.
Текст: Елена Шевченко
telegram @moskvagareleinaya
Instagram @mg.eye