Найти в Дзене

Впереди новые 90-е — все помнят, как сажать картошку?

Оглавление

Отмахнуться от неприятных признаков приближения нового витка бедности не выйдет. Да, с поправкой на наличие Интернета и развитых коммуникационных технологий. Да, с поправкой на сравнительно устойчивую (но это не точно) цену на нефть. Но 90-е маячат перед носом. И вот факты, которые на это указывают.

Внутренняя политика и экономика не интересны менеджменту страны

Государственный топ-менеджмент России 5-й год занимается геополитикой, локальными войнами в близких и далеких странах, боданием с США, попытками дестабилизировать Евросоюз. Про собственную экономику ему думать некогда и неинтересно. Это мелочь на фоне эпохальных свершений и державного величия.

-2

Поскольку властная вертикаль внутри страны призвана всего лишь удерживать  массы в повиновении и высасывать из них прямые и косвенные (это особенно развито) налоги, экономикой России, по сути, никто не занимается научно. Всех яйцеголовых умников от «руля» отогнали уже давно.

Писатель Михаил Веллер метко заметил: «воровать надо с доходов, а у нас воруют с расходов». В этом вся проблема.

Москва установила по всей стране налоговые насосы, которые вытягивают в виде налогов всякую жизнь из регионов. Несколько лет подряд идет «забор» экономики в собственность государства.

По разным оценкам государство контролирует от 35% до 50% всего, что движется в российском хозяйстве. Опыт мира и все учебники по экономике давно сходятся во мнении, что государственная экономика неэффективна.

Мы это видели на примере планового хозяйства СССР, которое на фоне сильного падения цены нефти в 80-е и раздутых затрат на гонку вооружений, грохнулось со страшным трагическим скрежетом.

Сегодня мы опять имеем более 30% секретных статей расходов в бюджете. Огромную роль государства в экономике. Выживание за счет экспорта углеводородов.

Государство стало фактически главным заказчиком для бизнеса. То есть, оно распределяет собранные деньги по разным статьям бюджета и несет те самые расходы. Там где госрасходы, там завышенные расценки по закупкам и разница с реальной ценой, которая и оседает в карманах чиновников, отвечающих за госзакупки.

В РФ в основном успешен бизнес, который обслуживает либо прямые госзакупки, либо закупки компаний с государственным участием. Тем, кто работает просто на людей, сейчас ох как непросто.

Частную инициативу снизу государство планомерно душит. Хотя ведет при этом прекраснодушные разговоры о поддержке малого бизнеса.

Это только кажется что цветет торговля и сфера услуг. И сейчас мы покажем, что там на самом деле происходит.

Средний чек покупателя в онлайне и оффлайне скорее падает, чем растет

-3

По данным Romir в феврале 2015 года средний чек в обычных магазинах составлял 527 рублей. В феврале 2019 года — 573 рубля. Казалось бы, есть рост какой-никакой. Но только вот задумаемся, а что произошло с покупательской способностью рубля за 4 года?

В 2015-м году цену на простую еду указывали за килограмм. А сегодня в эконом сети «Пятерочка» ценники на самые незамысловатые сардельки, плавленый сыр и прочую вредную пищу пишут из расчета за 100 граммов. Потому что широкие народные массы цена за килограмм шокирует.

Если вы приходили в магазин с 500 рублями в 2015-м, то это совсем не то, что прийти туда с теми деньгами сегодня. Покупательская способность рубля, выраженная в количестве еды, которую на него можно приобрести, упала и очень заметно.

В онлайн торговле тоже происходит интересная штука — с одной стороны ее объемы растут. Но с другой — средний чек уменьшается и стремится к отметке в 3000 рублей.

То есть, внешне витрины завалены, и среди них ходит множество людей с корзинками. А на самом деле покупатели стали экспертами по скидкам и выжимают из своих 500 рублей максимум возможного.

Услуги ЖКХ — «левое» обременение кармана

Внезапно в марте 2019 года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев прямо в эфире НТВ заявил: «Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам — это все чушь собачья».

Ну, заявил и заявил. Все поохали, и что? Менеджмент страны, получив такую информацию от собственной же антимонопольной службы, как-то возбудился? Где-то начались обсуждения того, что цены нужно скорректировать в сторону уменьшения? Потому, что прибыль которую хотят получать поставщики коммунальных услуг — это прибыль наглая, нерыночная, искусственная? Полученная принуждением при посредстве государства?

Нет, конечно. Никто не собирается умерить аппетит поставщиков услуг. Наоборот, в 2019 году тарифы уже были повышены в январе. И будут еще раз повышены летом.

Государство отказывается от социальных обязательств

-4

Просто перечислим факты, подтверждающие это: повышение пенсионного возраста, попытка новой пенсионной реформы с организацией принуждения граждан к открытию индивидуальных инвестиционных счетов — для самостоятельного обеспечения своей будущей пенсии.

Рост косвенных налогов — НДС до 20%, акцизов на целые группы товаров. Ежегодный рост обязательных платежей в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования для индивидуальных предпринимателей. Их ИП-шники обязаны платить, даже если ничего не заработали за год.

Обсуждение и грядущая попытка ввести дополнительные 6% отчислений с зарплат наемных работников в Пенсионный фонд и ФОМС.

С сфере высшего образования количество бюджетных мест планомерно сокращается. Баллы ЕГЭ, необходимые для попадания «на бюджет» искусственно завышаются. Цель — заставить студентов (их родителей) платить.

В здравоохранении… Тут лучше всего ситуацию описывает фраза: «Не понимаю, как уживаются вместе два тезиса: «Не занимайтесь самолечением!» и «Запись к терапевту только на май».

Зарплаты врачей и младшего медперсонала — притча в языцех. При этом медики, работающие в государственном здравоохранении, ежедневно выносят массу негатива от пациентов.

Потому что коек не хватает, минут на прием не хватает. В регионах ликвидированы сотни больниц и фельдшерских пунктов и так далее, и тому подобное.

Все больше людей вынуждено платить за условно бесплатные услуги — операцию не по плану, а по животрепещущим показаниям, за качественный наркоз, за койку не в коридоре, а в нормальной палате.

А как вам сборы пожертвований на лечение тяжело больных детей? По ТВ, через Интернет? С миру по нитке? Это что за великая держава с гигантским бюджетом «на войну», которая не в состоянии из общего котла, из наших с вами налогов выделить средства на немедленные операции, обеспечение лекарствами и все остальные процедуры для беспомощных детей? Ведь это тоже граждане, да еще и самые беззащитные?

Но гос. менеджмент России озабочен страданиями сирийского народа. Проблемами в Венесуэле. В Африке. Где угодно, лишь бы не в Мурманске, Воронеже, Омске — называй любой российский город.

Долго это продолжаться не может

-5

Когда чиновники воруют с расходов, они не заинтересованы в такой организации экономики, которая дает рост доходов. Им вообще фиолетово — есть у экономики стимулы расти или нет. Главное взять свою долю с каждого заметного финансового потока здесь и сейчас.

Государственному менеджменту страны сегодня совершенно наплевать на мнения экономистов. Их давно не слушают в высоких кабинетах.

Такое положение вещей поддерживает более-менее стабильная экспортная цена на нефть и газ и мощная работа налоговых «насосов». Но что если, цена на ископаемые завтра упадет? Ведь развитые страны (основные потребители углеводородов) усиленно развивают атомную, ветряную и прочую альтернативную энергетику. Спрос на добытые из земли нефть и газ медленно падает. Не резко, но планомерно.

Достаточно небольшого толчка, чтобы бюджет РФ получил огромную дыру. А высший менеджмент РФ во внешней политике ведет себя так, будто специально нарывается на то, чтобы основные потребители углеводородов слаженно начали манипулировать ценами. В ответ на довольно агрессивное поведение самой большой страны мира.

Остальная (не сырьевая) экономика в России испытывает массу застарелых проблем. Трудно открыть парикмахерскую на одно кресло, ремонт обуви, службу по ремонту домашней сантехники — даже такие простые вещи. Работа в правовом поле для людей, которые вполне умеют что-то делать и помогать другим людям, стала просто невозможной.

Сегодня ты регистрируешь ИП, завтра ты уже должен государству почти 40 тысяч рублей. Окей, в четырех регионах начат эксперимент по льготному налогообложению самозанятых. И чем он оборачивается? Люди начали работать, открыли специальные счета в банках (на физическое лицо), начали принимать деньги за услуги… а банки принялись блокировать эти счета.

Оказывается, законодательство их к этому «принуждает». Потому что легальные самозанятые как бы и не имеют права принимать деньги за свои услуги на обычные счета.

Выходит, не напрасно масса россиян работает в серой и черной зоне экономики? Ведь иначе не выжить?

Складывается ощущение, что чиновники всех уровней — это совершеннейшие временщики. И что вся экономика РФ балансирует на грани большого падения в огромной мере благодаря везению с ценами на экспортное сырье.

Потому что в остальном самый человечный и полезный бизнес сталкивается с уменьшением способности средней российской семьи платить за товары и услуги.

Это медленное сползание в нищету может тянуться, а может и резко ускориться. Видимо, пора освежить свой навык «жить с огорода». А заодно провести инвентаризацию имеющейся в собственности земли. Вдруг есть заброшенная дача? Вдруг грустит по лопате участок «под картошку» за городом? Завтра все это может пригодиться