Само собой это сугубо альтернативная история, выдумки, не имеющие ну абсолютно никакого отношения к объективной действительности. Любые совпадения с реальностью случайны, любые параллели ошибочны в большей или меньшей степени.
На дворе - сильно за полдень XX века. Скажем - начало-середина 70-х.
Представьте себе ситуацию, когда несколько кружков и научных коллективов химиков и биологов, независимо друг от друга проводя определённые эксперименты в смежных областях и работая в совершенно разных корпорациях производящих различные направления потребительской продукцию приходят к одним и тем же выводам, о которых докладывают своему руководству: есть вещества и соединения веществ которые немного дешевле тех что уже используются у нас на производствах, но они обладают комплексным негативным влиянием на людей; не на всех таковое проявляется одинаково - но на статистически заметной части потребителей это скажется слишком явно.
Это самое руководство, проведя анализ полученных данных, нутром чует что на этом однозначно можно заработать помимо прямого, ещё и неким опосредованным образом и усматривает во всём этом свою потенциальную упущенную выгоду, но пока что не понимает как её снять: нельзя же производить товары от которых людям по всякому поплохеет, это подорвёт доверие к брэнду, к тому же, госрегулирование слишком строгое, да и народ у нас уж больно социально активный и ежели они это заметят - то могут предъявить; и такие прецеденты уже бывали, когда на рынок выпускали "непроверенную" продукцию, а производители потом разорялись на судебных исках и репутационных потерях. Поэтому, руководства корпораций осторожничают и с досадой откладывают полученные сведения в долгий ящик.
А потом, какое-то время спустя, в одном из клубов для богатеев, кто-то из совета директоров крупной пищевой компании, беседуя в неформальной обстановке со своим коллегой из корпорации занимающейся производством косметики проговаривается. И за разговором выясняется что исходные данные у них примерно одинаковые, при том что работают они в практически не пересекающихся отраслях. Не успокаиваясь на этом, они зовут ещё одного своего товарисча, заседающего в руководстве некой фармацевтической конторы. И вот так сюрприз - опять совпадение по данным и параллели на лицо:
Есть вещества удешевляющие производство, которые, в определённых соотношениях и пропорциях, как по отдельности, так и вступая во взаимодействие и реакцию между собой, наносят здоровью людей некий, на первый взгляд, некритичный ущерб, который для большинства потребителей в краткосрочной перспективе заметен не будет, однако у плавающей доли выборки проявится сразу и довольно отчётливо. Но вред этот можно купировать при определённых условиях. И даже заработать на этом, причём за здорово живёшь.
И в кратчайшие (по историческим меркам) сроки, после множества подобных кулуарных и ни к чему не обязывающих неформальных разговорчиков заинтересованных лиц прошедших в похожих клубах и кружках по бизнес-интересам, количество этого трёпа выходит на качественно новый уровень. Всё серьёзно, все взрослые дяди, все деньги подсчитаны наперёд, на слёт приглашены руководства множества самых разных крупных корпораций из отраслей Пищевой, Косметической и Фармацевтической промышленности; присутствуют даже собственники и некоторые сторонние заинтересованные акционеры из числа весьма респектабельных политиканствующих особ.
Главная повестка ихнего сборища - больше никакой упущенной прибыли ни для кого.
Всё проходит вполне себе официально и в открытую, безо всяких там заговоров в тайных масонских ложах логовищах, просто поётся и разглагольствуется обо всём этом на птичьем, суконном, канцелярском языке, а потому ни интереса, ни внимания широкой публики сие не вызывает. Разрабатывается и отсинхронивается грандиозный широкомасштабный, многопрофильный, диверсифицированный и пошаговый план на 25-30-ть лет вперёд, в форме неких самых общих "рекомендаций", внедрения "новых стандартов качества". Задачи и целевые аудитории переделены и интуитивно понятны: это агрессивное и интенсивное углубление внутреннего рынка сбыта и увеличение прибыли за счёт создания искусственного спроса, с перспективой распространения на интернациональные филиалы, а значит - и по всему миру.
Как независимые, так и формально зависимые друг от друга корпорации, их объединения и консорциумы, связанные между собой сложными, запутанными перекрёстными и в том числе и внеэкономическими интересами, начнут постепенно менять производственный цикл и переходить на новые технологии. Только и всего.
Пищевые корпорации станут по договорённости подмешивать в свою продукцию те самые вещества и простые соединения от которых людям в той или иной мере плохеет.
Косметические корпорации, в свою очередь, начнут выпускать средства для гигиены, профилактики и по уходу за, разбодяживая в них агенты купирующие негативные последствия.
Фармацевтические корпорации станут активнейшим образом гнать в тираж "фуфломицины" и разного рода "добавки", снимающие вредоносные эффекты, улучшающие общее состояние и сулящие избавление от подобных неприятностей в будущем, окончательно подчищая рынок.
Политиканствующие особы, которым за это не только занесли, но и посулили пакеты акций и кресла в профильных корпорациях, после отставки из своих министерств, занимаются лоббированием разрешений и послаблений санитарных норм в правительстве.
Рецепт идеального цикла потребления готов: ничего не подозревающий обыватель покупает шоколадку, чипсы или газировку, бездумно кушает их, имеет неприятности с внешним видом и отложенные проблемы со здоровьем, идёт в магазин за косметикой чтобы избавиться от этой шняги и не позориться, а потом тут же заглядывает в аптеку, чтобы найти что-то посильнее и способное решить его проблемы надолго. Да ещё и спустя время обратится к врачам, чтобы ему выписали что-нибудь от живота, или пойдёт и купит, в той же аптеке, какую-нибудь разрекламированную дрянь по собственному почину.
И поскольку всё это происходит постепенно и последовательно, накапливается и суммируется по чуть-чуть, на протяжении многих лет и десятилетий, но зато тотально, сразу везде, всюду и повсеместно - никто не замечает этой неприкрытой афёры, происходящей у всех на виду. А даже если взрослые, ещё заставшие былые времена, когда ничего подобного не было в принципе, и отметят что что-то идёт не так, поглазев на подростков и своих же детишек, которые, отчего-то, и выглядят плохо, и чувствуют себя отвратительно, и ведут себя прескверно, то разве что на уровне досужих бытовых разговорчиков и соседских сплетен. Но не более того. Общей картины люди не видят.
А между тем, к концу века, процесс начавшийся ещё десятки лет назад и не думал останавливаться. Химия и биология изучены гораздо лучше чем тогда. Появились новые интересные вещества и добавки, дающие самые интересные и прогностически предсказуемые побочки, полностью или отчасти обратимые по всё той же схеме. Это уже даже не преследует изначально заявленную цель удешевления производства и сокращения издержек: тут средство давно подменило цель и стало самоцелью. И если вещества дают нужный результат - то их принципиально будут добавлять, бодяжить ими продукцию, и отравлять ею людей, чтобы потом, за их же счёт, предлагать им избавление, лечение и спасение.
Потому что это уже не пожелания отдельных заинтересованных лиц и корпораций, а установившиеся и устоявшиеся "новые стандарты качества", в самовоспроизводимом и самоподдерживающемся порядке подогревающие искусственно индуцированный спрос, позволяющий снимать баснословные барыши с дебилов и дуриков, которые сами травиться горазды. Да ещё и многоразово, в многократном объёме, потому что негативные эффекты суммируются, и дают не только разовые обострения и устойчивые фоновые проявления, но также и периодически догоняющее результирующее эхо.
Индустрия тоже не стоит на месте. К картельному сговору в разные годы и по разным причинам, порой даже не осознанно но последовательно, присоединились или были увлечены мимоходом, через общность экономических и сопутствующих интересов, и Медицина, и сфера попсовой Красоты и Здоровья, и СМИ, и Телевидение, и Кинематограф, и даже производители Сельско-Хозяйственной продукции, а заодно куча прочих прямых выгодополучателей и косвенных выгодоприобретателей.
И побочки стали на порядок серьёзнее, особенно долгоиграющие и хронические, а степень не то что их обратимости, но и, с некоторых пор, возможности по их элементарной пролечиваемости, вызывают всё больше сомнений и опасений. Особенно в контексте всяких программ по планомерному сокращению численности человечества, от людоедских фондов которые спонсируют в том числе и те самые корпорации, которые изначально стояли у истоков "новых стандартов качества" выпускаемой продукции.
Благо что в нашем просвещённом мире такого ну ни в коем случае не может быть, потому что не может быть никогда.
Но. То как оно могло бы выглядеть чисто гипотетически (само собой) можно посмотреть в фильме, который, вроде бы, никаким местом ни к чему подобному не имеет ни малейшего отношения.
Помнится, был там один, на первый взгляд, проходной эпизод, в котором Джокер по приколу, за счёт ловкой схемы, траванул своим угарно-кумариновым газом весь Готэм-Сити, через товары массового спроса. И только благодаря Бэтмэну удалось избежать больших жерств.
Ну что же, Джокер, в любом своём проявлении и практически в любом воплощении, всегда давал нам замечательные советы и невольные предупреждения.