Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Сегодня мы немного отойдем от темы акрила и акварели, и окунемся в мир рисования для всех видов красок. В предыдущем посте мы рассматривали тему света в акварели. Свет - один из основоположников хорошего рисунка, не важно в каком стиле или какими художественными материалами выполнен. Но еще одним не мало важным фактором, без которого рисунок теряет свою яркость и насыщенность, является воздушная перспектива. Давайте разберемся что это такое и как ее применять.
Итак, воздушная перспектива. Нельзя представить себе картину, выполненную масляными, акриловыми, акварельными или же другими материалами без нее. Особенно сильное влияние она оказывает на пейзажные рисунки. Ведь именно легкость, свет и пространство заставляют нас всматриваться в рисунки. В общем смысле слова, перспектива - это техника правильной передачи пространства, объема плоскости, т.е. если рассматривать рисунок - это художественное искажение предметов, их степени прорисовки исходя из дальности изображаемого объекта.
Впервые о перспективе, художники заговорили на закате эпохи Высокого возрождения. Именно в это время началась фокусировка не только на предметы, изображаемые на картинах, но и на общую целостность "карты" рисунка, ее цветовой гамме и детализации.
Вернемся к понятию воздушной перспективы. При рисовании картины или рисунка необходимо обращать внимание на все нюансы, которые будет передавать картина. И это не только изображение самого предмета, но и передача той эмоции и состояния, которое ощущал художник, его мыслей и переживаний. Что в большинстве случаев, при изображении пейзажей, и достигается воздушной перспективой. Само понятие передает в себе суть изменения предметов под воздействием пространства и воздушной среды, которая окружает все живое.
Рассмотрим воздушную перспективу подробнее. При ее передаче, необходимо опираться на некоторые законы:
1. Детализация объектов на первом плане производится более тщательно, чем дальних. Так, объекты на переднем плане прорисовываются очень тщательно, производится максимальная детализация. На дальнем же плане объекты могу даже изображаться схематически;
2. Четкость объектов. Так, согласно законам физики и свойств преломления света, в некоторых случаях дальние объекты могут восприниматься неопределенно, расплывчато. В тоже время, объекты, расположенные на переднем плане мы видим четко. Этот закон помогает передавать не только дальность заднего плана, но и погодные явления, изображаемые в рисунке;
3. Светлота поверхностей. Так, аналогично с предыдущем пунктом, как погодные явления могут изменять четкость границ объектов, так и изменяться степень окрашенности (яркости). Так, для того что бы правильно передавать этот закон, объекты на дальнем плане, если они светлые немного притенять, а если темные - наоборот осветлять;
4. Светотень и контраст (объем). Согласно этому закону, дальние объекты менее контрастны и обладают слабым светотеневым рисунком, по сравнению с объектами на переднем плане. Этот закон оказывает особое влияние на объем изображаемых предметов, благодаря передачи светотени и контрастности объектов;
5. Дымка. Согласно закону физики, все дальние объекты могут покрываться дымкой, что придет им другой оттенок (белый, голубой, синий или же фиолетовый). Так, пробиваясь сквозь толщу воздуха, лучи света, придают дальним объектам свою неповторимую окраску, дымку, которая непосредственно влияет на общий цветовой тон объектов дальнего плана. Этот закон, для наглядности можно наблюдать на картинах, изображающих горные местности;
6. Цветность объектов. Так, при рассмотрении объектов, те предметы, которые находятся на ближнем плане, более яркие и насыщенные, по сравнению с цветами, которые по мере удаления от объекта начинают блекнуть. В связи с этим, объекты, расположенные на переднем плане необходимо изображать более многоцветными, а удаленный план - одинаковыми оттенками.
Рассматривая все законы, приведенные выше, можно выделить следующее - передний план является более четким, ярким и прорисованным, по сравнению с дальними планами. Так, степень изменения красочности и степени прорисовки будет меняться прямо пропорционально удалению от объекта. Если же в пейзаже всю "картинку" держать в 100% фокусе (четко и красочно), то потеряется главная идея рисунка, его основная точка фокусировки для смотрящего. Воздушная перспектива делает картину более объемной, просторной и дышащей, которую хочется рассматривать и любоваться.
Существуют и другие виды перспективы. Но, думаю, их стоит рассмотреть в отдельной статье, так как они имеют свои законы и свое особенное влияние на рисунки, но и являются такой же не неотъемлемой частью художественного процесса.
Спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, или есть свои мысли по этой теме, оставляйте комментарии!
Подписывайтесь на канал, для меня это важно! :)