В последние годы интерес общества к истории СССР вспыхнул с новой силой. Есть даже те, кто ностальгирует по этому времени. В том числе вспомнили и об отечественных советских автомобилях, которые производила наша страна. Даже у молодежи, у которой нет возможности приобрести дорогой автомобиль, сегодня снова в моде Москвичи, Волги и Жигули. Кто-то недоволен, что общество стало положительно относиться к временам СССР. И об этом можно спорить очень долго. Конечно, в те годы было много и негатива. Но это не говорит о том, что нужно забывать историю. Это наша с вами история, которую писали наши отцы, матери, бабушки и дедушки. В том числе мы должны знать, чего добилась наша страна во времена СССР, выпуская автомобили.
Одним из самых интересных фактов о советских автомобилях был тот, что почти все автомобили, произведенные в нашей стране во времена СССР, были основаны на западных моделях. Нет, мы не воровали технологии и не производили клонов, как это сегодня делает Китай. Запуск производства многих советских автомобилей был осуществлен по лицензии от зарубежных компаний.
Причем даже во времена холодной войны наша страна сотрудничала с западными странами, получая оборудование для производства автомобилей.
Но не все так грустно в нашем советском автопроме, как кажется на первый взгляд. Как правило, первая модель того или иного автомобиля была основана на западной машине. Но затем наши конструкторы и инженеры последующий модельный ряд делали самостоятельно. Правда, очень часто даже свои новые модели мы выпускали на импортном оборудовании.
Это, конечно, не означает, что в нашей стране не было инструментов и соответствующего оборудования. Но факт остается фактом: высококачественное оснащение для производства автомобилей на Западе было в разы лучше и эффективней. Именно поэтому мы закупили за рубежом немало дорогостоящего оборудования для отечественных автозаводов.
Компания Ford была одной из первых (но не первой – об этом ниже), кто подписал с Советским Союзом лицензию на производство грузовых автомобилей Ford Model AA. Грузовики назывались НАЗ АА (ГАЗ АА). Для справки: в те годы автозавод ГАЗ назывался НАЗ (Нижегородский автомобильный завод, или NAZ).
Для старта производства наша страна согласилась приобрести у американцев оборудование и запчасти на сумму 13 000 000 долларов. За эти деньги Ford обещал обеспечивать техническую помощь для строительства автозавода в Нижнем Новгороде.
Производство стартовало 1 января 1932 года.
Первый грузовик КамАЗ-5320 был основан на базе ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-175 (4х2).
ЗИЛ-170 был основан на базе американского автомобиля International COF-220, который производился с 1962 по 1966 год.
Первый КамАЗ-5320 сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. Но ранее в цеху завода КамАЗа в 1974 году был произведен первый двигатель для грузовиков собственной разработки. Всего же в запуске производства автомобилей КамАЗ участвовало более 700 международных компаний, которые поставили свои инструменты и оборудование для производства.
В 1969 году власти нашей страны решили наладить производство тяжелых грузовиков. К сожалению, не своих. Опять пришлось искать зарубежный аналог. Но, наверное, с учетом нашей плановой экономики в те годы так было проще и эффективней.
Одним из первых кандидатов стала американская компания МАСК. Советское руководство даже заключило с американцами контракт на строительство в нашей стране автозавода. Но это соглашение не прошло через Госдеп США. В результате наша страна была вынуждена обратиться за помощью в другие компании.
Так, в создании завода «КамАЗ» участвовали компании «Свинделл- Дресслер» (США), Renault (Франция), «Либхерр» (ФРГ).
Смотрите также: 20 редких Советских автомобилей
Американцы оказывали содействие в поставке оборудования для производства, французы помогали делать проект по строительству завода по производству двигателей, а немцы – наладить производство коробок передач.
Но эту историю, наверное, знают все от мала до велика. В 1960-е годы наше руководство подписывает с итальянцами лицензионное соглашение о производстве в СССР автомобилей на базе Fiat 124. В рамках этого соглашения также был утвержден проект автозавода, на котором было решено выпускать на базе Fiat 124 ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103 (для справки: в 1964 году этот итальянский автомобиль получил звание лучший автомобиль в Европе). Производство автомобилей началось в 1970 году. Стоит отметить, что российские инженеры доработали конструкцию итальянских автомобилей.
Смотрите также: Как Фиат превратился в Жигули
В итоге первая модель АвтоВАЗа (ВАЗ-2101) отличалась от оригинального Фиата. Таким образом, ВАЗ-2101 имел следующие отличия:
- сзади появились барабанные механизмы тормозной системы, спокойно переносящие плохие дороги
- подвеска (передняя подверглась усилению, задняя – полной замене на более современную, с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы)
- карданный вал (внедрен открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП
- двигатель
В 1946 году на заводе «Москвич» начинается производство автомобиля Москвич-400. Эта машина была точной копией Opel Kadett K38, который выпускался компанией Adam Opel A.G. с 1937 по 1940 год. Кстати, компания в те годы принадлежала американской компании General Motors.
Правда, для выпуска Москвич-400 российским инженерам пришлось попотеть. Дело в том, что оригинальная документация Opel Kadett K38 после войны не сохранилась. В принципе, автомобиль создавался по сохранившимся экземплярам автомобилей.