Найти тему
Журнал "Фемида"

Что обозначают знаки «®» и «TM»?

В прошлых статьях мы узнали, что символ «©» – копирайт – является знаком охраны авторского права. Но в жизни встречаются и другие знаки – например, на логотипах разных компаний можно заметить метки «®» или «TM». Что они обозначают? И зачем вообще нужны? Давайте разбираться.

Знак «®» расшифровывается как «Registered», что в переводе означает «зарегистрировано». Это обозначение служит в первую очередь для того, чтобы люди знали, что конкретный логотип (товарный знак) зарегистрирован и охраняется законом Российской Федерации.

«TM» расшифровывается как «Trade Mark». В переводе с английского это означает «торговая марка». Отличие «TM» от «®» в том, что при использовании «TM» компания сообщает, что конкретный знак или логотип только проходят регистрацию, но ещё не зарегистрированы. Это позволяет своевременно обезопасить логотип от плагиата и подделок. При этом сами товарные знаки (логотипы, марки и т. п.) могут быть:

  • словесными (например, студия Артемия Лебедева);
  • изобразительными (например, логотип марки «Lacoste»);
  • звуковыми (например, мелодия заставки «Universal Pictures»);
  • трёхмерными (например, логотип Google Chrome) и так далее.
-2
-3

На самом деле, вариаций товарных знаков целые сотни. Однако не все из них можно защитить обозначениями «®» или «TM». Например, существует так называемый «обонятельный товарный знак». Да-да, вы не ослышались. В этом случае именно по запаху определяется производитель того или иного товара. И хоть подобная практика встречается довольно редко, но всё-таки она имеет место быть. Например, в 2012 году в России был зарегистрирован «обонятельный товарный знак» парфюма Натальи Коляго.

В законе обозначение символов «TM» и «®» трактуется следующим образом: правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности, либо словесного обозначения «товарный знак» или же «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации (ст. 1485 ГК РФ).

Если говорить более простым языком, то для защиты товарного знака от плагиата, правообладатель может ставить возле него обозначения «TM» или «R» («®»).

-4

С точки зрения закона, компания не обязана уведомлять покупателя о том, что какой-либо логотип является товарным знаком. Поэтому использование меток «®» или «TM» не обязательно.

При этом существуют люди, которые пренебрегают законом и используют обозначения «®» или «TM» в своем логотипе, который не зарегистрирован (или не проходит регистрацию). На этот счёт в УК РФ существует статья 180, которая гласит: «незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года». Получается, нельзя использовать обозначения «TM» и «®», если товарный знак не зарегистрирован на территории России. В противном случае последует юридическая ответственность.

Товарные знаки вроде «TM» и «®» встречаются повсеместно. Однако не все задумываются, зачем они нужны. Теперь вы знаете, в чём их смысл и как они функционируют на законодательном уровне. Вполне возможно, что мы не только утолили ваше любопытство, но и помогли знаниями в будущем.

Текст: Владислав Манохин.