Найти тему
Икстория

Русская история в удивительных картинах Рериха

Оглавление

Николай Рерих — знаменательный художник XX века, путешественник, общественный деятель, смешавший модерн и традиции русского искусства. Его картины с первого взгляда притягивают внимание с помощью выразительных красок (в некотором роде гипнотизируют). Художник детально изучал русскую историю и в своих полотнах выразил по-своему "русскую идею" и жизнь наших предков.

"Заморские гости"

Пожалуй, самая известная историческая картина Рериха "Заморские гости". Варяги, сопровождаемые чайками, прибывают на Русь. Переливающаяся на картине рябь воды завораживает: невольно вспоминаешь разные народные присказки об отражении в воде. В статье "По пути из варяг в греки" Рерих так описал это волнение воды:

Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги.

"Единоборство Мстислава с Редедей"

Изображённых воинов часто путают с Пересветом и Челубеем (их поединок произошёл перед Куликовской битвой)
Изображённых воинов часто путают с Пересветом и Челубеем (их поединок произошёл перед Куликовской битвой)

Картина изображает исторический летописный сюжет схватки князя Мстислава Владимировича, прозванного Храбрым, с Редедей, главой племени касогов (предков адыгов). Чтобы не допустить ненужного кровопролития, Мстислав и Редедя договорились решить исход битвы поединком. Русский князь одержал победу, преодолев невыразимое напряжение. Картина создана в год великого перелома в Великой Отечественной войне (1943), что тоже неслучайно.

"Поход Владимира на Корсунь"

Также известна как "Красные паруса"
Также известна как "Красные паруса"

Пылающие паруса придают картине накала, смутные очертания людей добавляют тревоги: вот-вот разразится бой. Отражены события Русско-византийской войны 988 года, состоявшейся при князе Владимире Святом. Художник с присущей ему красочностью описывает поход князя.

"Покорение Казани"

-4

Сохранились только эскизы работы. Окончательный вариант предназначался для вестибюля Казанского вокзала, однако при советской власти оригинальное панно было уничтожено. Яркое, почти иконописное строение картины указывает на важность изображаемого.

Покорение Казанского ханства при Иване Грозном действительно знаковое событие в истории России. Багровый, "парадный" цвет облаков символизирует триумф. Вдали виднеются горы, излюбленные природные объекты живописи Рериха. Физическая высота гор как бы перевоплощается в высоту духовную.

"Город строят"

-5

Никаких великих битв, никакой войны, только созидание. Исполинские башни возводятся благодаря кропотливому труду народа. Люди одеты в белое, что символизирует их бескорыстность, желание обеспечить будущее своим потомкам. Сам художник писал о картине:

В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены... В наши дни, когда мы пережили столько разрушений, каждое строительство является особо ценным...

Экскурс в исторический мир Рериха подходит к концу, читатель!

Понравилась статья? Подпишитесь на "Иксторию" — история искусства и искусство истории.