Из воспоминаний Горожанина К.И.
Насчет немецких агентов-задерживали. Причем много задерживали. Гитлеровцы очень быстро в начале войны наступали. Они блокировали колонны беженцев. Среди них отбирали по своим критериям человек двести. Всем предлагали работать на них. Так называемая тотальная вербовка, немецкий конвейер. Все делалось довольно просто.
Гитлеровцы прекрасно знали, что большинство на них работать не будет. Если кто-то вставал в позу-расстреливали! Что оставалось делать всем остальным? Все давали подписку. Начинала действовать чистая математика. Гитлеровцы знали, что из 1000 человек порядка 100 проникнет в Москву. Так немцы с агентурой работали. В основном задержанные это люди в возрасте, вероятно те люди, что имели обиду на власть. Использовали предложение от немцев, чтобы всем нам напакостить...
Часто среди них встречали вооруженных диверсантов. Это уже другая категория людей, их забрасывали в столицу. Происходили быстротекущие столкновения с ними. Комендантский час начинался с 19:00. После передвижение по пропускам. Вся столица погружалась в полную темноту, светомаскировка соблюдалась. Когда происходил налет, начиналось веселье... Москву часто бомбили и немцам во многих местах сигналили. Занимались отлавливанием.
В столице все радиальные улицы ведущие к Кремлю, подготавливали к уличным боям. Фактически из каждого окна торчал ствол. От Малой Бронной по дворам сделали проходы. На Пушкинской площади подготавливали огневые точки в квартирах. После ноября 42-го всех постепенно стали выводить из столицы.
Работали в Карелии и Белоруссии. Занимались диверсиями. Железная дорога в Белоруссии это мощнейшее инженерное сооружение. Между ДОТами и ДЗОТами километр. Обязательно в каждой точке находиться до трех человек. Вдоль полотна весь лес на расстоянии в 20 м вырублен. Немцы вали все, что мешало наблюдению. Так же передвигался пеший патруль по полотну.
Перед поездом прогоняли дрезину с патрулем. Все подходы к полотну минировали. На завалах вешали банки. В лесном массиве минировали все тропки. Минировали все доступные подходы. На дорогу обычно выходили парами. Много народа не требовалось.
Времени обычно всего пять минут. Требовалось выкопать яму, уложить мину. На плащ-палатке раскладывали все камешки, как они изначально лежали, крашеные или обмазанные мазутом. Все потом замаскировать. Только тогда "лягушечку" поместить под стык, чтобы снаружи было не заметно. Они подвинчиваются, для платформы оставляется зазор. Платформа мину не зацепит, а паровоз с грузом уже достанет.
Такой азарт в период установки наступает. А какая радость, если поставленная мина удачно срабатывает. На счету одной нашей группы 7 эшелонов. Ночью составы шли со скоростью 10 км/ч. Но и на такой скорости, если он сваливался, там такая сила инерции. Никакие крепления техники на платформах не выдерживали, все летело. Иногда другие партизаны шуровали, приходилось уходить обратно. По каждому эшелону составляли акт, по операции тоже. Контроль был.
При наступлении армии, ковпаковцы обрезали железную дорогу. Произошла такая концентрация отступающих частей, кроме них полиция и жандармерия. Много транспорта скопилось, а возможности продвинутся не было.
Мы в тот период вышли к Минскому шоссе. Видели, как работают наши "Ил-2" по этой массе. Полицаи всю дорогу своими телегами перекрыли. Бежали со своим скарбом и семьями. Страшно их штурмовики утюжили. Все вверх взлетало! Никто об обороне уже не думал! Немецкой авиации в небе не видели. Никто не прикрывал отступающие колонны.
Мы по параллельной дороге провели в тыл к фрицам дивизию. Настроение в войсках было праздничное. Потом всех вернули в Москву. Формировали группы для выполнения других заданий.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ!
МОЩНОСТИ ЯВНО МАШИНЕ НЕ ХВАТАЛО!
ЧТО-ТО В ИХ ПСИХИКЕ НЕ СРАБОТАЛО!
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.