Бронхиолит является наиболее частой причиной госпитализации детей раннего возраста. Чаще всего бронхиолит вызывает респираторно-синцитиальный вирус (РСВ), но все чаще встречаются и другие вирусы.
Проведено исследование, куда были включены дети в возрасте до двух лет, поступившие в стационар с клиническим диагнозом "бронхиолит" и с положительными результатами на РСВ ( респираторно-синцитиальный вирус ) или РВ (риновирус). В качестве контрольной группы взяты дети с отрицательной ПЦР диагностикой на расширенную панель респираторных вирусов. Были собраны ретроспективные данные о половой принадлежности, факторах риска, респираторной поддержке, инфузионной и антибактериальной терапии. Были включены такие результаты, как продолжительность пребывания в стационаре и необходимость перевода в отделение интенсивной терапии.
Двести двадцать семь из 437 результатов аспирата из носоглотки были положительными либо на РСВ (N = 162), либо на РВ (N = 65). Средний возраст пациентов составил три месяца, и 75% из них имели хотя бы один фактор риска. Факторы риска были выше в группе РВ (Р = 0,004). Большинство случаев РВ приходилось на долю РВ вне сезона РСВ (Р < 0,01). РВ-ассоциированный бронхиолит имел более длительное течение (более семи дней) (Р < 0,05) и повышенную потребность в рентгенографии грудной клетки и/или антибиотиках (Р < 0,05). Использование инфузионной терапии и респираторная поддержка были выше в группе РВ, но разница не была существенной.
РВ является вторым по распространенности возбудителем, вызывающий бронхиолит, и циркулирует круглый год. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы установить точную роль РВ в этом заболевании, особенно вне сезонности РСВ.
РВ часто считается тривиальной инфекцией, так как это самый распространенный вирус, вызывающий частые простудные заболевания у взрослых и детей старшего возраста. Это исследование показало, что РВ также является частой причиной бронхиолита в младенчестве и раннем детском возрасте в течение всего года. До относительно недавнего времени роль РВ, возможно, была недостаточно признана в условиях стационара из-за ограниченной доступности рутинного диагностического тестирования на РВ.
Это исследование показало, что РВ является круглогодичным вирусом и как таковой является основной причиной вирусного бронхиолита вне сезона РСВ (Р < 0,01). Однако обнадеживает тот факт, что только у 2% детей, у которых РСВ был обнаружен методом ПЦР, также был обнаружен РВ. В многоцентровом американском исследовании с участием 2207 детей с бронхиолитом 72% имели РСВ и 25,6% - РВ (соотношение 2,8:1).
В многоцентровом американском исследовании 1836 детей с бронхиолитом средний возраст на момент постановки диагноза составлял четыре месяца, и 60% из них были мальчиками. В настоящем исследовании также преобладали мальчики (59%), средний возраст которых на момент постановки диагноза составлял три месяца. В американском исследовании сообщалось, что 48% пациентов имели единственную РСВ-инфекцию, 8%-единственную РВ-инфекцию и 13% - коинфекцию РСВ/РВ. В отличие от этого, настоящее исследование показало, что коинфекция РСВ/РВ была гораздо менее частой у тех, кто был протестирован с помощью ПЦР, и было выявлено только 10 случаев.
Другое американское исследование показало, что госпитализация, связанная с бронхиолитом, у детей в возрасте менее двух лет (N = 4800) значительно увеличилась с 536 (3,3%) в 2002 году до 1241 (5,5%) в 2007 году. В настоящем исследовании также было установлено, что сопутствующие заболевания чаще встречались в группе РВ-ассоциированного бронхиолита (Р = 0,004). В настоящем исследовании был выявлен более высокий уровень заболеваемости РВ-инфекцией по сравнению с РСВ, особенно при длительном ЛС (Р < 0,05), а также необходимость выполнения рентгена органов грудной клетки и/или антибиотиках (Р < 0,05). Предполагается, что дети младшего возраста с РВ-связанным бронхиолитом ведут себя иначе, чем дети с РСВ-связанным бронхиолитом, и им может потребоваться больше времени для восстановления из-за более длительного периода кислородной зависимости и потребности в кормлении.
Интересно отметить, что использование рентгеновских снимков грудной клетки, антибиотиков и инфузионной терапии было ниже в группах РСВ и РВ, чем в группе ПЦР-негатива, которая служила контролем. Это может отражать возможность первичной или вторичной бактериальной инфекции в контрольной группе.
Поскольку дети, как ожидается, вылечатся от острого респираторного заболевания в течение трех недель, те (N = 8), чей срок жизни превышал три недели, не были включены в анализ данных. Перекрестная инфекция может с большей вероятностью возникать у новорожденных, которые уже находятся на стационарном лечении в неонатальных отделениях . Следует отметить, что трое из 10 новорожденных уже находились на стационарном лечении в отделении для новорожденных, когда у них развился бронхиолит, и им потребовалось длительное лечение из-за их недоношенности.
Таким образом, это одноцентровое исследование 437 случаев бронхиолита показало, что РСВ и РВ являются двумя основными вирусными патогенами, ассоциированными с бронхиолитом у детей. В исследовании подчеркивается важность рассмотрения РВ в качестве важного респираторного патогена у младенцев и детей раннего возраста, страдающих бронхиолитом, особенно вне сезонности РСВ, что может потребовать госпитализации и терапевтических вмешательств, а также привести к длительному течению заболевания. Было обнаружено, что РВ чаще встречается у детей с уже существующими факторами риска. Данные исследования дополнительно подтверждают ограниченность существующей литературы о том, что РВ может быть важным возбудителем вирусного патогена при бронхиолите. Для дальнейшей классификации клинико-патологических исходов при бронхиолите, вызванном РСВ и РВ, а также другими вирусными патогенами, необходимы более масштабные многоцентровые исследования.
Прочитать всю статью можно по ссылке https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S0195670117302396?token=9A529D099C8DE70FFA731CDC5BD72DA0DA880DEC8FFD44F42E79427005AAC1BA9E3ED3306810D675AA13619FAD4CE472