2020-й сложно назвать годом музейных открытий. Скорее наоборот. Тем не менее одним культурным пространством в мире стало больше. Речь идет об Альбертине Модерн (сразу возникает ассоциация с Тейт Модерн), которая со второй попытки открылась в австрийской столице. Рассказываем, какой сегодня запрос у музейной публики и сколько посетителей ждет новая институция даже несмотря на коронавирус.
— Наличие собственной обуви — таким было условие для входа в Альбертину, когда она открылась для публики в 1822 году.
Этим она отличалась от других коллекций, доступ к которым имели лишь представители дворянского сословия. Сегодня Альбертина — один из самых посещаемых музеев Австрии. В 2016 году было объявлено, что у нее появится филиал, где будет демонстрироваться современное искусство. Открыть Альбертину Модерн должны были еще в марте 2020 года, но планам помешал коронавирус.
В итоге первые посетители пришли в новый музей 28 мая. Из-за эпидемиологической ситуации в ближайшее время Альбертина Модерн сможет одновременно принимать не более 265 человек.
— Площадкой Альбертины Модерн стал Кюнстлерхаус — Дом художников.
Это было одно из первых каменных зданий в застройке Рингштрассе. Особняк возвели в 1865-1868 годах в стиле неоренессанса. Это был клуб, где художники собирались и выставляли свои работы. Правда, к концу XIX века здесь проповедовали исключительно строгие принципы историзма, в то время как участники кружка жаждали новых форм и линий. В 1897 году ведомые Густавом Климтом они покинули Дом художников и объявили о создании венского сецессиона.
На реставрацию Дома художников и превращение его в современную художественную галерею было потрачено €57 млн. Средства предоставил строительный магнат Ханс Петер Хазельштайнер. И это стало крупнейшим пожертвованием, которое когда-либо получала австрийская культурная институция.
— Альбертина Модерн — это около 60 тыс. работ пяти тысяч авторов.
Собрание нового музея сложилось из нескольких коллекций. Одну Альбертине передал на постоянное хранение Герберт Батлинер — юрист из Лихтенштейна. «Я покупаю глазами», — говорил он. И на протяжении полувека собирал все «измы» искусства XX столетия. Его коллекция оценивается примерно в €500 млн. «Эта коллекция свалилась прямо как манна с небес. Классический модернизм в австрийских музеях до того момента был представлен слабо. Достаточно сказать, что мы обладали только одной работой Пикассо — а тут их оказались десятки. Очень важно, что это собрание изначально задумывалось как интернациональное, в результате оно обогатило нашу музейную жизнь. И еще весьма существенно, что Герберт Батлинер протянул коллекционерскую линию вплоть до современного искусства: он приобретал произведения Ансельма Кифера, Георга Базелица, Уильяма Кентриджа, Герхарда Рихтера», — рассказывал в интервью директор Альбертины Клаус Шредер.
— В собрание Альбертины Модерн так же вошла коллекция основателя сети строительных магазинов Baumax Карлхайнцема Эсслема.
А в июле 2019 года галерист Рафаэль Яблонка передал Альбертине в долгосрочное пользование свое собрание из 400 созданных за последние 40 лет произведений американских и немецких художников. До того, как в мире началась пандемия коронавируса, планировалось, что новая культурная институция в первый год работы пример не менее 100 тыс. посетителей.
— Успех Альбертины и появление на карте Вены еще одной важной культурной институции во многом приписывают директору музеев Клаусу Шредеру.
Он занял свой пост в 2000 году. И тогда, 20 лет назад, Альбертину называли скучным музеем, куда заглядывали преимущественно специалисты. В интервью «Коммерсанту» Шредер рассказывал:
«Мы располагали крупнейшим в мире собранием графики, но по большому счету, кроме нее у нас ничего не было, и это стало нашей ахиллесовой пятой, мы теряли посетителей, тогда их было порядка 20 тыс. в год. Стало ясно, что нужно создать новые разделы собрания, включающие фотографию, классическое и современное искусство. Целью этой стратегии было представить искусство в музее адекватно современному контексту. И это стало рецептом успеха: в 2018 году у нас было 1 004 800 посетителей».
— Альбертина Модерн скорее всего будет пользоваться популярностью у публики.
Шредер признавался, что еще пару лет назад не был уверен в том, что у музеев есть будущее. Но изменил свое мнение. «Тот негатив, что принесла глобализация туризма, обернулся позитивом для нас», — признавался он.
Кроме этого, Шредер отмечал, что изменилась публика музеев и ее отношение к определенным периодам искусства.
«Я наблюдаю, как искусство XIX века теряет значение — если мы не говорим о французских импрессионистах. Например, искусство эпохи Бидермейера было когда-то очень популярным, сейчас оно сдает позиции».
Все это говорит о том, что Альбертине Модерн под силу стать местом притяжения поклонников современного искусства.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.