Найти тему
Artfragment

Что нужно знать об открывшейся Альбертине Модерн

Оглавление

2020-й сложно назвать годом музейных открытий. Скорее наоборот. Тем не менее одним культурным пространством в мире стало больше. Речь идет об Альбертине Модерн (сразу возникает ассоциация с Тейт Модерн), которая со второй попытки открылась в австрийской столице. Рассказываем, какой сегодня запрос у музейной публики и сколько посетителей ждет новая институция даже несмотря на коронавирус.

Наличие собственной обуви — таким было условие для входа в Альбертину, когда она открылась для публики в 1822 году.

Этим она отличалась от других коллекций, доступ к которым имели лишь представители дворянского сословия. Сегодня Альбертина — один из самых посещаемых музеев Австрии. В 2016 году было объявлено, что у нее появится филиал, где будет демонстрироваться современное искусство. Открыть Альбертину Модерн должны были еще в марте 2020 года, но планам помешал коронавирус.

Здание Альбертины Модерн, 2020.
Здание Альбертины Модерн, 2020.

В итоге первые посетители пришли в новый музей 28 мая. Из-за эпидемиологической ситуации в ближайшее время Альбертина Модерн сможет одновременно принимать не более 265 человек.

Парадная лестница Альбертины Модерн.
Парадная лестница Альбертины Модерн.

— Площадкой Альбертины Модерн стал Кюнстлерхаус — Дом художников.

Это было одно из первых каменных зданий в застройке Рингштрассе. Особняк возвели в 1865-1868 годах в стиле неоренессанса. Это был клуб, где художники собирались и выставляли свои работы. Правда, к концу XIX века здесь проповедовали исключительно строгие принципы историзма, в то время как участники кружка жаждали новых форм и линий. В 1897 году ведомые Густавом Климтом они покинули Дом художников и объявили о создании венского сецессиона.

Здание Кюнстлерхаус,1883.
Здание Кюнстлерхаус,1883.

На реставрацию Дома художников и превращение его в современную художественную галерею было потрачено €57 млн. Средства предоставил строительный магнат Ханс Петер Хазельштайнер. И это стало крупнейшим пожертвованием, которое когда-либо получала австрийская культурная институция.

— Альбертина Модерн — это около 60 тыс. работ пяти тысяч авторов.

Собрание нового музея сложилось из нескольких коллекций. Одну Альбертине передал на постоянное хранение Герберт Батлинер — юрист из Лихтенштейна. «Я покупаю глазами», — говорил он. И на протяжении полувека собирал все «измы» искусства XX столетия. Его коллекция оценивается примерно в €500 млн. «Эта коллекция свалилась прямо как манна с небес. Классический модернизм в австрийских музеях до того момента был представлен слабо. Достаточно сказать, что мы обладали только одной работой Пикассо — а тут их оказались десятки. Очень важно, что это собрание изначально задумывалось как интернациональное, в результате оно обогатило нашу музейную жизнь. И еще весьма существенно, что Герберт Батлинер протянул коллекционерскую линию вплоть до современного искусства: он приобретал произведения Ансельма Кифера, Георга Базелица, Уильяма Кентриджа, Герхарда Рихтера», — рассказывал в интервью директор Альбертины Клаус Шредер.

Франтишек Купка, «Зеленый и синий», 1921-1923.
Франтишек Купка, «Зеленый и синий», 1921-1923.

— В собрание Альбертины Модерн так же вошла коллекция основателя сети строительных магазинов Baumax Карлхайнцема Эсслема.

А в июле 2019 года галерист Рафаэль Яблонка передал Альбертине в долгосрочное пользование свое собрание из 400 созданных за последние 40 лет произведений американских и немецких художников. До того, как в мире началась пандемия коронавируса, планировалось, что новая культурная институция в первый год работы пример не менее 100 тыс. посетителей.

Кристиан Людвиг Аттерзее, «Торт с пищевым шариком и синим красителем», 1967.
Кристиан Людвиг Аттерзее, «Торт с пищевым шариком и синим красителем», 1967.

— Успех Альбертины и появление на карте Вены еще одной важной культурной институции во многом приписывают директору музеев Клаусу Шредеру.

Он занял свой пост в 2000 году. И тогда, 20 лет назад, Альбертину называли скучным музеем, куда заглядывали преимущественно специалисты. В интервью «Коммерсанту» Шредер рассказывал:

«Мы располагали крупнейшим в мире собранием графики, но по большому счету, кроме нее у нас ничего не было, и это стало нашей ахиллесовой пятой, мы теряли посетителей, тогда их было порядка 20 тыс. в год. Стало ясно, что нужно создать новые разделы собрания, включающие фотографию, классическое и современное искусство. Целью этой стратегии было представить искусство в музее адекватно современному контексту. И это стало рецептом успеха: в 2018 году у нас было 1 004 800 посетителей».
Клаус Шредер, photo by David Payr for The New York Times.
Клаус Шредер, photo by David Payr for The New York Times.

— Альбертина Модерн скорее всего будет пользоваться популярностью у публики.

Шредер признавался, что еще пару лет назад не был уверен в том, что у музеев есть будущее. Но изменил свое мнение. «Тот негатив, что принесла глобализация туризма, обернулся позитивом для нас», — признавался он.

Один из залов Альбертины Модерн, photo by David Payr for The New York Times.
Один из залов Альбертины Модерн, photo by David Payr for The New York Times.

Кроме этого, Шредер отмечал, что изменилась публика музеев и ее отношение к определенным периодам искусства.

«Я наблюдаю, как искусство XIX века теряет значение — если мы не говорим о французских импрессионистах. Например, искусство эпохи Бидермейера было когда-то очень популярным, сейчас оно сдает позиции».

Все это говорит о том, что Альбертине Модерн под силу стать местом притяжения поклонников современного искусства.

Гюнтер Брус, акция «Самораскрашивание II», 1964.
Гюнтер Брус, акция «Самораскрашивание II», 1964.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.