Найти в Дзене

Боевая подготовка спецназа. Часть I

Автор - Вячеслав Романов (позывной «Вектор»)

Материал опубликован в № 4-5 журнала «КАЛАШНИКОВ» за 2020 г.

Особенности боевой подготовки в иностранных спецподразделениях

Журнал «КАЛАШНИКОВ» представляет первую статью из цикла «На рубеже открытия огня», посвящённого подготовке вооружённых профессионалов. Она посвящена уникальному практическому опыту, приобретённому автором в ходе специфического тренинга с заокеанскими элитными инструкторами, ставшего одновременно и обучением, и своеобразным «разведвыходом». Данная статья претворяет разговор об иностранном подходе к боевой подготовке, который, в свою очередь, продолжит размышления о российской действительности.

Обложка журнала «КАЛАШНИКОВ» за апрель-май 2020 г.
Обложка журнала «КАЛАШНИКОВ» за апрель-май 2020 г.

Всё началось с того, что в конце «нулевых» перед подразделением была поставлена задача по максимально глубокому ознакомлению с актуальными на тот момент заокеанскими методиками боевой подготовки спецподразделений наших «потенциальных партнёров», а заодно и повысить собственный уровень профессиональной подготовки.

Автор статьи полковник Вячеслав Романов (позывной «Вектор»). Снимок сделан в ходе тренинга, о котором и рассказывается в материале
Автор статьи полковник Вячеслав Романов (позывной «Вектор»). Снимок сделан в ходе тренинга, о котором и рассказывается в материале

Как наша группа нашла тех специалистов, как мы «склонили» их к проведению курса и прочие технические детали я предпочту не разглашать. Главное, получив весьма нетривиальную задачу по погружению в тамошнюю реальность, мы нашли способы её выполнить. И выполнили. И специалисты были реальными инструкторами (преподавателями) из двух самых что ни на есть элитных спецподразделений.

Полагаю, все, кто сталкивался с иностранными преподавателями и специалистами в области боевой (огневой) подготовки, знают, что эти ребята у наших «потенциальных партнёров» весьма квалифицированные...

-3

Речь, конечно, не идёт о тех, кто закидывает ролики на ютуб — эти просто продают эффектную картинку. Действующие нигде не светятся — они на службе и в своей работе придерживаются простых и логичных принципов.

Я перечислю некоторые из них:
1. Собирается статистика результатов применения оружия в бою (или в полицейских перестрелках);
2. Вся информация анализируется (условия, психологическая готовность к действиям, реакция на изменение обстановки, порядок (алгоритм) действий, наличие тех или иных «приблуд» на оружии или в снаряжении и польза от них, количество произведённых выстрелов, точность попаданий, характер ранений и т.д.);
3. Если что-то пошло не так, как учили, то выявляются причины, принимается решение что, где и как нужно изменить, доделать или исправить;
4. Вносятся коррективы в инструкции по применению оружия, а также в программы боевой подготовки.

-4

Все вновь прибывшие в спецподразделения сотрудники обучаются исключительно по актуальным обновлённым программам, а те, кто уже служит, периодически проходят курс переподготовки непосредственно в подразделениях. И снова — статистика и анализ данных по результатам боевого применения.

Упрощённо система строится следующим образом: мониторинг — статистика — аналитика и прогнозирование — принятие решения — постановка задач — реализация решения, и опять мониторинг и т. д.

У нас всё несколько иначе, но о российских реалиях разговор впереди. Для дальнейшего повествования я считаю нужным заострить внимание на разнице между информацией и знанием, которую в массе не способно осознать современное поколение с клиповым восприятием действительности. Информация — это ещё не знания! Упрощённо, знания — это уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

А одна из причин возникновения неожиданных проблем заключается в том, что имея какую-либо информацию, некий индивидуум на 100% уверен, что обладает знаниями. Никак нет!

-5

Знания передаются учителем (тренером, инструктором и т.д.), и только владение способами применять усвоенные знания на практике (под присмотром!) в дальнейшем формируют правильные умения и навыки. И никак иначе. Путаница между информацией и знаниями способна поселить неразбериху в головах без должного образования в любой сфере.

Острее всего проблема проявляется в интернете, где зачастую форма подачи превалирует над содержанием, а харизма — над профессионализмом. В результате просмотр видеороликов, кажущийся самым доходчивым способом получения «знаний», по факту является причиной информационного хаоса в головах большей части аудитории и ложного чувства приобретённых практических знаний.

В качестве сравнения на память приходит результат от изучения карате по картинкам из перепечатанных книжек в конце 70-х годов прошлого столетия в СССР. В драке такие «каратисты» успевали только лишь эффектно поклониться...

Итак, необходимо отметить, что те специалисты, у которых мы «там» проходили обучение были полностью, то есть в подробностях (!!!) и в деталях информированы о состоянии дел в области боевой подготовки у нас и отпускали на этот счёт очень нелестные шуточки ниже пояса, как и принято у всех служивых людей. Они откровенно смеялись над тем, как легко подменить нам ценности, запутать или навязать определённый стереотип поведения даже в таком деле, как тактика ведения боевых действий малыми группами.

Поведение профессионалов на стрельбище отличается от строевых стандартов (на заднем плане)
Поведение профессионалов на стрельбище отличается от строевых стандартов (на заднем плане)

Но то ли обстоятельства нашего присутствия в данном месте и в данное время, то ли несколько удивившие элитных инструкторов наши способности (в том числе специально/коммуникативные) в итоге вывели их на откровенный разговор и мы получили не просто знания, а поняли сами принципы формирования базы знаний, взяли в свои руки ключи, которые помогают эти знания определить, понять, систематизировать и применить на практике, а уже на их основе в дальнейшем сформировать необходимые умения и навыки под свои задачи.

Формализуя опыт того курса, я бы сказал, что секрет успеха подготовки в «их» формате и прост, и сложен одновременно. Главное — это мышление, которое складывается из логики, здравого смысла, среды обитания, воспитания, опыта и, что немаловажно, смекалки.

Кстати, на курсе нам и не пытались навязать, что-либо похожее на брутальную эквилибристику от Chris Costa или Zero. Мы были сразу поставлены в ситуацию выбора варианта решения огневой задачи в условиях постоянного нагнетания оперативной обстановки, а инструкторы наблюдали, как мы оттуда будем выбираться.

Кумир ютуб-экспертов, инструктор Зеро (Instructor Zero)
Кумир ютуб-экспертов, инструктор Зеро (Instructor Zero)

Определив, по характеру наших действий, уровень гибкости нашего мышления в решении ситуационных задач, нам «на пальцах» показали ту «отправную точку», ту истину, от которой нам нужно отталкиваться в нашем развитии, а она, как оказалось, в их трактовке незаметно лежала на самой поверхности. Затем под чутким контролем заставили нас самих составить и реализовать путь от полученной информации до навыка, от техники — до тактики и далее до стратегии. Каждый день, нам создавали стрессовые условия закрепления полученных знаний, и так весь учебный курс.

Обращу внимание на то, что те парни, с которыми нам пришлось иметь дело в ходе обучения, ни секунды не потратили на всякую шелуху в виде +100500 вариантов «тактико-циклической» смены магазина или «кривого» заряжания автомата, никто не пищал таймером над ухом, не было вариантов какого-то хитроделанного использования укрытия, никто не заставлял орать на мишени и вертеть головой по сторонам, мужественно прищурив глаза за тёмными очками... Всё было сухо, чётко, просто и логично, как на курсе молодого бойца в военном училище.

Было понятно, что и наши преподаватели кое-чему от нас научились. Они не скрывали удивления от наших необычных решений индивидуальных и групповых ситуационных огневых задач. Даже попросили разрешение снять на видео, чтоб сделать потом для себя «разбор полётов». Так что и для наших потенциальных «партнёров» это тоже был определённый опыт и учёба...

Смысл же наставлений по окончании обучения сводился к тому, что в техническом плане всегда можно поправить и довернуть, а во всём остальном только мы сами сможем себя научить. Главное — не обезьянничать, бездумно повторяя один в один то, что показывают (или навязывают) различные бородатые «спецы» в 5.11.

Крис Коста (Chris Costa) - признанный во всём мире законодатель мод ютуб-спецназа
Крис Коста (Chris Costa) - признанный во всём мире законодатель мод ютуб-спецназа

Всегда, всегда нужно «включать голову» и задавать вопросы себе и другим. Зачем ты так делаешь? Почему ты так делаешь? В каких условиях и для решения каких задач это будет применяться? Какая польза от всего этого? И лишь получив ответы можно двигаться дальше.

Да, с одной стороны, они не сказали нам ничего нового. И ранее, и в дальнейшем всё, что было нами построено на этих принципах, всегда показывало свою эффективность. Но, пройденный курс позволил совсем с другого ракурса посмотреть на уже имеющиеся навыки и умения, в некотором смысле даже как бы посмотреть из космоса на собственную среду обитания (в данном случае речь о боевой подготовке). Мы стали мыслить ещё шире и ещё нестандартнее, ещё быстрее ловить самое зерно проблемы, считать до десятого знака после запятой. Это не только результат пропущенных через нас методик, но и подтверждение бесконечной сути процесса совершенствования профессионала в любом деле, для которого остановка подобна смерти. Порой, в буквальном смысле.

В общем, если же вы способны мыслить логически, обладаете пытливым умом и трудолюбием, ищите свой путь, ищите точку опоры, определяйте «ноль» в собственной системе координат, собирайте информацию по крупицам, превращая её в знание самостоятельно и сразу проверяйте результат практике.

Что же до продолжения нашего разговора, то в следующий раз, на пути к погружению в проблематику боевой подготовки СП в нашей стране, мы поговорим, например, об участии частных военных компаний в боевой подготовке специальных подразделений, идеологической разнице спецназов с разных континентов и многом-многом другом.

Продолжение следует...

Вячеслав Романов (позывной «Вектор») на тренировке
Вячеслав Романов (позывной «Вектор») на тренировке

Об авторе.
Вячеслав Романов (позывной «Вектор»), полковник, выпускник Академии ФСБ России. Имеет более чем 25-летний опыт боевой подготовки специальных подразделений органов госбезопасности РФ, а также ряда стран Южной Америки, Европы и Азии (в служебных командировках). За выполнение специальных контртеррористических заданий на территории России и за рубежом имеет ряд государственных наград, в том числе иностранных. В настоящее время руководитель подразделения в одной из силовых структур РФ.

Поставь лайк, сделай репост в соцсети и подпишись на канал журнала «КАЛАШНИКОВ», где вас ждут ещё 673 публикации!