Дети приходят в детский сад с определенным словарным запасом. На протяжении всей дошкольной жизни этот запас пополняется, ребенок учится его использовать: грамотно строить предложения, согласовывать части речи, корректно подбирать различные формы слов для выражения своих мыслей. К поступлению в первый класс ребенок должен иметь правильно сформированный грамматический строй речи, должен уметь свободно и грамотно пользоваться различными элементами русского языка.
Для каждого периода дошкольного возраста существуют подходящие игровые упражнения, с помощью которых ребенок развивает свою речь, учится грамотно строить фразы. Игры, которые мы предлагаем ниже, предназначены для формирования грамматического строя речи ребенка 5-6 лет. Конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях: речевое развитие зависит от множества факторов, некоторые дети могут справиться с такими заданиями уже в 4 года.
Подобные развивающие игры универсальны: их можно предложить ребенку в любой ситуации, с разными наборами вспомогательных материалов или в формате вербальной игры. В них можно играть в группе или в паре. Если ваш ребенок собирается в первый класс, обязательно предлагайте ему играть в такие игры.
“Скажи по-другому”
Задача: научить дошкольника использовать синонимы.
Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые подошли бы к предложенному вами слову или словосочетанию в качестве синонимов. Например: быстро — скоро, сразу, мгновенно, живо; цветок завял — зачах, высох; день дождливый — мокрый, сырой, ненастный. В такую игру можно играть ситуативно: на прогулке, например, подбирать синонимы к тому, что встречается по дороге.
“Найди каждому домик”
Задача: научить определять слоговый состав слова.
В такую игру очень удобно играть, используя детали конструктора или небольшие одинаковые квадраты из картона. Подготовьте игрушки, которые нужно будет заселить в домики. Подбирайте такие, чтобы слово состояло из 1-3 слогов, не больше: кот, лиса, машина. Предложите ребенку расселить их в домики по следующему принципу: сколько слогов в слове, столько окошек в домике. Так, для слова “кот” понадобится одинарная деталь конструктора или один картонный квадратик, а для слова “машина” — тройная деталь или три квадратика. Если ребенку понравится “расселять” игрушки, можно предложить ему позвать гостей к новоселам и расположить их по такому же принципу.
“Посчитай”
Задача: показать дошкольнику, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.
Возьмите игрушку и предложите ребенку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна машинка. 2,3,4 — машинки; 5-10 — машинок. Посчитайте так же зайцев, собак, дома, цветы и пр.
“Из простого — сложное”
Задача: показать дошкольнику, как из двух простых слов получается сложное.
Предложите ребенку заменять длинные фразы на словосочетания из двух слов. Взрослый называет фразу, а ребенок изменяет ее так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например: - у собаки длинный хвост — собака длиннохвостая;
- радуга состоит из семи цветов — радуга семицветная;
- у девочки голубые глаза — девочка голубоглазая;
- хлеб только что испекли — свежеиспеченный хлеб;
- бабочка с яркими крыльями — яркокрылая бабочка;
- станок обрабатывает дерево — деревообрабатывающий станок.
“Мое слово”
Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.
Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон - мой, кошка - моя, дерево - мое, очки - мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой - мяч, мое - одеяло и т.д.).
“Как правильно сказать?”
Задача: дошкольник тренируется образовывать прилагательные от существительных.
Взрослый предлагает фразы, а ребенок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:
Если за окном жара, то день (жаркий).
Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).
Если человеку не везет, то человек (невезучий).
Если молоко приносит пользу здоровью, то молоко (полезное).
Если роза источает аромат, то роза (ароматная).
Если человек делает другим добро, то человек (добрый).
“О чем речь?”
Задача: увеличить словарный запас, научить дошкольника подбирать существительные к прилагательным.
Взрослый предлагает одно прилагательное-качество, ребенок называет все известные ему существительные, подходящие под это качество. Спросите ребенка: “Что бывает деревянное?”. Затем бумажное, стеклянное, меховое, металлическое, пластмассовое и т.д.
“Помоги закончить предложение”
Задачи: научить дошкольника образовывать сравнительную степень прилагательных.
Взрослый предлагает фразы, а ребенок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:
Ручей длинный, а река еще (длиннее).
Ты сильный, а папа еще (сильнее).
Весна теплая, а лето еще (теплее).
Город большой, а страна еще (больше).
Веревка тонкая, а нить еще (тоньше).
Река глубокая, а озеро еще (глубже).
“Чей нос?”
Задача: показать дошкольнику, как образуются притяжательные прилагательные.
Для игры можно взять игрушки или карточки-картинки. Играя с медведем, попросите ребенка менять фразы: нос медведя — медвежий нос, лапа медведя — медвежья лапа и т.д. То же проделайте с зайцем, лисой, котом и пр.
“Праздничный ужин”
Задача: показать дошкольнику, как образуются относительные прилагательные.
Предложите ребенку придумать меню на праздник. Взрослый называет состав блюда или напитка, а ребенок должен подобрать соответствующее прилагательное (“какой напиток” или “какое блюдо”). Например:
- пюре из картофеля — картофельное пюре;
- сок из ягод — ягодный сок;
- суп из грибов — грибной суп;
- соус из чеснока — чесночный соус;
- котлета из свинины — свиная котлета;
- салат из овощей — овощной салат.