Найти тему
Журнал не о платьях

"Во всём виновата любовь". Натали возвращается домой

Натали Куртэн сейчас. Фото: Фейсбук Nathalie Courtin
Натали Куртэн сейчас. Фото: Фейсбук Nathalie Courtin

Предыдущая серия ЗДЕСЬ

После смерти мужа На­та­ли Кур­тэн занялась собой: по­шла на йо­гу, ос­во­и­ла ин­тер­нет, ув­ле­к­лась пси­хо­ло­ги­ей. При этом она ви­но­ва­то по­гля­ды­ва­ет на порт­рет лю­би­мо­го му­жа. Да, жизнь с ним бы­ла изу­ми­тель­ной -- но как это рас­слаб­ля­ло.

Ос­тав­шись од­на, она ста­ла ду­мать, что де­лать. Пре­по­да­вать фран­цуз­ский, ко­не­ч­но! На­ча­ла с ча­ст­ных уро­ков, за ни­ми по­с­ле­до­ва­ли бо­лее серь­ез­ные за­ка­зы. Как, на­при­мер, син­хрон­ный пе­ре­вод гип­но­ло­гов фран­цуз­ской пси­хо­ло­ги­че­с­кой шко­лы -- они ре­гу­ляр­но про­во­дят в Ри­ге се­ми­на­ры. Кро­ме то­го, На­та­ли Кур­тэн пе­ре­во­ди­ла филь­мы для фе­с­ти­ва­ля «Бал­тий­ская жем­чу­жи­на» и спе­к­та­к­ли, с ко­то­ры­ми в Ри­гу при­ез­жа­ла Ан­ни Жи­рар­до.

-- Иро­ния судь­бы в том, что я уже столь­ких лю­дей вы­учи­ла го­во­рить по-фран­цуз­ски, а вот род­ную дочь -- нет. Это моя ви­на. Ко­г­да до­ч­ка толь­ко на­чи­на­ла учить фран­цуз­ский и что-то про­из­не­с­ла, я ра­з­о­ча­ро­ван­но ска­за­ла: «Да раз­ве же это но­со­вые зву­ки? У те­бя ни­че­го не по­лу­ча­ет­ся!» Она тут же за­ком­п­ле­к­со­ва­ла и боль­ше мой язык учить не за­хо­те­ла.

Фото: Фейсбук Nathalie Courtin
Фото: Фейсбук Nathalie Courtin

К со­жа­ле­нию, я не ро­ди­ла сы­на, и у мо­е­го бра­та то­же не бы­ло де­тей, по­э­то­му па­пи­на фа­ми­лия -- Кур­тэн -- уга­с­ла. Од­на­ж­ды я да­же сглу­пи­ла, со­г­ла­си­лась пе­ре­во­дить на кон­фе­рен­ции гру­зо­пе­ре­воз­чи­ков толь­ко по­то­му, что фа­ми­лия ле­к­то­ра бы­ла Кур­тэн. Сглу­пи­ла -- по той при­чи­не, что вся речь со­сто­я­ла из сплош­ных про­фес­си­о­на­лиз­мов. А я да­же сло­во «ло­ги­сти­ка», обо­з­на­ча­ю­щее гру­зо­пе­ре­воз­ки, толь­ко то­г­да впер­вые ус­лы­ша­ла.

Еще в со­вет­ское вре­мя я уз­на­ла, что лю­бой фран­цуз, где бы он ни на­хо­дил­ся, име­ет пра­во раз в го­ду, 14 ию­ля, -- это наш на­ци­о­наль­ный празд­ник -- прий­ти во фран­цуз­ское по­соль­ст­во без при­гла­ше­ния. И его обя­за­ны про­пу­с­тить на празд­ни­ч­ный при­ем. Мы то­г­да жи­ли в Том­ске, но я спе­ци­аль­но по­еха­ла в Мо­с­к­ву, что­бы это про­ве­рить. Все ока­за­лось прав­дой. Не­смо­т­ря на со­вет­ский па­с­порт, ох­ра­на ме­ня про­пу­с­ти­ла: ведь в гра­фе на­ци­о­наль­ность у ме­ня сто­я­ло «фран­цу­жен­ка».

Фото: Фейсбук Nathalie Courtin
Фото: Фейсбук Nathalie Courtin

В са­му Фран­цию мне уда­лось вы­рвать­ся впер­вые толь­ко ко­г­да умер отец, в 1962 го­ду. Я бы­ла по­тря­се­на. Все, что по дет­ским впе­чат­ле­ни­ям по­м­ни­лось боль­шим, ока­за­лось ма­лень­ким -- ведь я вы­ро­с­ла. Я хо­ди­ла как за­ча­ро­ван­ная и по­ни­ма­ла, что это стра­на, в ко­то­рой я дол­ж­на жить. Это моя стра­на! Там жи­вут мои ку­зи­ны, ку­зе­ны, моя кре­ст­ная, ко­то­рой 99 лет -- и это не так мно­го, ее ма­ма до 110 лет до­жи­ла. Моя ро­ди­на для ме­ня свя­тое. Я жи­ву в ок­ру­же­нии все­воз­мо­ж­ных сло­ва­рей и спра­во­ч­ни­ков по Фран­ции. Ес­ли я стал­ки­ва­юсь с тем, что кто-то зна­ет об этой стра­не то, че­го не знаю я, тут же вос­пол­няю этот про­бел.

Жить во Фран­ции и быть фран­цу­жен­кой все­гда бы­ло мо­ей меч­той. Над кро­ва­тью у ме­ня ви­сит кар­та Па­ри­жа. По­ка был жив муж, мне не при­хо­ди­ло в го­ло­ву та­щить его в чу­жое го­су­дар­ст­во, язы­ка ко­то­ро­го он не знал. Но те­перь ни­ч­то не ме­ша­ет вер­нуть­ся мне на ро­ди­ну -- я уже со­бра­ла все до­ку­мен­ты.

P.S. Вскоре Натали Куртэн вернулась в Париж навсегда!

"Если хочешь, чтобы мужчина любил тебя не один сезон" - ЗДЕСЬ

Записала Ирена Полторак (с) "Лилит"