Похоже Россия собирается догнать Южную Корею и Китай - лидеров мирового судостроения. Почему я так считаю?
В 2019 году первое место делили между собой Южная Корея (6,95 млн регистровых тонн) и Китай (6.1 млн регистровых тонн). Доля России же в мировом судостроении, если считать в штуках, то это порядка 3%, если считать в регистровых тоннах, то не больше 0,5%.
На самом деле, хотя и принято считать именно в регистровых тоннах, но это не совсем корректно. Китай и ЮК строят огромные суда, но огромное далеко не всегда сложнее и технологичнее, чем небольшое судно, или, тем более, военный корабль. Зачастую, какой нибудь рыболовецкий траулер построить сложнее, чем танкер, который по большому счету лишь огромная бочка с мотором. Это я, конечно, утрирую, но истина где-то рядом. С помощью больших судов легко выходить в лидеры. Как пример - Италия. Она сумела даже подвинуть с третьего места Японию в первом квартале 2019 года, просто благодаря заказу на 10 океанских лайнеров, который получила ведущая верфь страны Fincantieri. Но это в регистровых тоннах, понятно что 10 судов это капля в море. В России в год строится порядка 100 судов.
Но даже если считать в штуках, то 3% это тоже мало. Мы могли бы рассчитывать на большее. И похоже шансы есть.
Но причем тут правительство? А притом что меры поддержки российской промышленности, которые приняты для множества секторов, именно в судостроении, похоже, заработали так, что никто возможно и не ожидал. Я думаю, даже для чиновников, принимавших программу "Квоты под киль", то, как дружно и активно наши рыболовы принялись заказывать суда, а наши верфи их для них строить, стало приятным сюрпризом.
Вот только сегодня на Находкинском судоремонтном заводе в Приморье было заложено 8 краболовов. Оцените эффект: этот проект только на первом этапе добавил 500 рабочих мест, а в планах 3000 новых вакансий. Этот проект по большому счету создает на Дальнем Востоке новое, довольно крупное судостроительное предприятие, потому что строительство этих 8 судов потянет за собой модернизацию и расширение производства.
Кстати, эти краболовы действительно серьезные суда - неограниченного района плавания с автономностью 30 суток, предназначены для добычи и перевозки краба в живом виде. Имеют ледовый класс Ice2, водоизмещение 1000 тонн, длинна составляет 57,7 метра, ширина — 12,6 метра.
И, конечно, это не единичный пример. Буквально 20 мая, на «Красное Сормово» заложили серию из пяти краболовных судов проекта КСП01 для компаний-участниц НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум» (СЗРК). Эти краболовы даже немного побольше.
И таких новостей в последнее время просто вереница: В конце прошлого гоада на судостроительном предприятии «Восточная верфь» во Владивостоке заложили краболов, а всего планируют 7 судов. "Пелла" заложила два краболова а мае, и еще один передала заказчику. Онежский ССЗ заложил краболов в апреле, Хабаровский СЗ, "Верфь Братьев Нобель"... да всего не перечислить, в программу включились все наши судоверфи, а их пару десятков, мало того, в этом списке появились даже те, о ком я вообще раньше не слышал.
И это я за последние месяцы привожу примеры, и только один тип рыбопромысловых судов.
А ведь раньше все эти заказы уходили за рубеж. И только принятие программы правительства предоставления инвестиционных квот «под киль» позволило начать в России строительство более сотни судов, которые у нас раньше вообще не строились.
А тут еще новая тема: хочешь газ добывать, заказывай газовозы на российских верфях. Вот такими темпами мы действительно в обозримом будущем в лидеры мирового судостроения вырвемся.
Не забывайте подписываться на нашу ленту и репостить публикацию в соцсетях.
И заходите на наш сайт "Сделано у нас" - там хороших новостей гораздо больше!
И лайкнуть не забудьте :)