Найти тему

Отзыв. "Метрополитен Санкт - Петербурга" Г.Жданов

Продолжение темы: книги о Санкт – Петербурге. И сегодня я хотела бы рассмотреть книгу «Метрополитен Петербурга» Георгия Жданова, издательство Центрополиграф 2017г.

Данный труд оставил у меня не однозначное впечатление. Обычно я стараюсь не писать о тех книгах, которые не стоят внимания или не произвели на меня впечатления. Но данная книга все таки имеет больше плюсов, нежели минусов. Начну свое повествование с несомненных плюсов. В этой книги описаны все существующие станции нашего города, абсолютно все, даже те, которые еще заложены в проекте. Описание каждой станции, начинается с места ее заложения, истории названия, топографических и исторических особенностей и предпосылок для ее создания. Далее следует имена создателей, их история. Затем автор переходит к описанию входной зоны, зоны вестибюля, эскалатора и подземного зала. Автор достаточно подробно описывает использованные материалы, происхождение этих материалов, предпосылки для их использования, а также конструктивные особенности и особенности строительных процессов на момент возведения и эксплуатации данных станций.

Из описания ст. Звинигородская: «Станция очень красива, помимо мрамора «индиана грин», на путевых стенах для ее оформления использовали белый мрамор «коелга» на участках глухих стен и гранит «Кашина гора» для цоколя путевых стен и центрального зала».

Исторические, сухие факты переплетаются с художественной канвой любопытных фактов из жизни города, связанных с Петербургским метрополитеном и его строительством. Например, станция Пушкинская, пол, под каждой люстрой подземного зала, выложен рисунком (черный квадрат из габбро-диабаза). «По случайному совпадению его стороны равны тем самым двадцати шагам, что разделяли Пушкина с Дантесом в 1837г.» И таких моментов в данной книге достаточно много, что привносит глоток свежего воздуха в дебри инженерных конструкций.

-2

Но минусов, в данном труде оказалось на мой взгляд, тоже не мало. И самый главный, отсутствие достаточно внятных иллюстраций. Приходилось, каждый раз искать в интернете изображения и строить логические цепочки, а это достаточно утомительно. Конечно, автор, может возразить, что таким образом удешевилось само издание, но лично я готова заплатить лишние деньги для своего эстетического удобства. Из-за этого чтение растянулось и было совершенно неудобно. Еще я считаю, что в этой книги слишком много лишнего материала, никоим образом не относящегося к архитектуре. Например, биография архитекторов и художников. Если бы эта биография рассматривалась в контексте строительства метрополитена, я бы поняла данный ход (например, то или иное событие в жизни автора повлияло на ту или иную мозаику в таком то зале). Но описание кто и где служил и на каком фронте, зачем мне это? Причем, выборочно, только авторы участвовавшие в ВОВ. Если уж и быть непредвзятым рассказчиком, то следовало указывать и современных архитекторов с их биографией. Далее, мне совершенно не понравились лишние факты, касаемые самих станций, например, из описания станции Гостиный двор: «Однажды даже вместе с рекламой для похудания» (это не опечатка, это авторское) «на стены повесили зеркальные панели. А еще этот переход облюбовали музыканты». Данные обороты, отдают дешевыми газетами, но никак не увязываются в моих мыслях с серьезным трудом, который посвящен пространствам Петербургского метрополитена.

Если бы меня спросили, стала бы я читать данную книгу повторно, однозначный ответ, нет. Да, я еще пару раз загляну на ее страницы для уточнения справочного материала, но настольной книгой архитектора, я ее назвать не могу. А читать или не читать ее, решать Вам и только Вам!)