Найти тему
Пьяный Каштан

Образование в СССР глазами библиотеки Конгресса и Нью-Йорк таймс

Сегодня нечаянно наткнулась на забавную публикацию 2008 года.

Сделал её Джефри Хайс на ресурсе Факты и детали. Толи продублирована, толи отредактирована она была в 2016 году. К концу опуса меня разбирал смех. Мне момент про картошку понравился.

Так, что же пишет о нас Конгресс и Нью-Йорк таймс? Готовьтесь, статья большая с некоторыми моими комментариями в скобках.

Советский режим установил систему начального и среднего образования и действовал практически во всех школах России. В 1959 году только 36 процентов населения в возрасте 10 лет и старше имели среднее образование(Они хотят сказать, что профессиональное образование было далеко не у всех?); к 1986 году эта цифра выросла до 70 процентов, и было полмиллиона человек с докторскими или пост-докторскими степенями.

Образование было в высшей степени централизованным, и воспитание в марксистско-ленинской теории было основным элементом учебного плана каждой школы.В школах у них часто были большие классные комнаты, библиотека и кафетерий. У некоторых были музеи. Советская система также поддерживала некоторые традиции царских времен, такие как пятибалльная шкала оценок, формальная и регламентированная школьная форма и стандартная школьная форма - темные платья с белыми воротниками для девочек, белые рубашки и черные брюки для мальчиков.

Была предпринята попытка воспитать студентов с особыми способностями и навыками. Дети с музыкальным талантом были направлены в музыкальные школы с полными симфоническими оркестрами. Тех, кто обладал спортивными навыками и научными способностями, отправляли в спортивно-хобби-комплексы, дома пионеров с устройствами имитирующими космические путешествия, и фенами в раздевалке для девочек.

Учителя были довольно хорошо оплачиваемы и пользовались большим уважением. Они получали хорошее медицинское обслуживание и могли долго отдыхать на Черном море. Учителя расценивались как защитники Коммунистической партии. Студенты в педагогическом колледже должны были пройти курсы по марксизму-ленинизму и построению социализма.

Прогресс в развитии системы образования был смешанным в брежневские годы. В 1960-х и 1970-х годах процент людей трудоспособного возраста, имеющих хотя бы среднее образование, неуклонно увеличивался. Однако в то же время доступ к высшему образованию стал более ограниченным. К 1980 году процент выпускников средних школ, поступивших в университеты, снизился до двух третей от показателя 1960 года. Студенты, принятые в университеты, все чаще выходят из профессиональных семей, а не из рабочих или крестьянских семей. Эта тенденция к увековечению образованной элиты была не только функцией привилегированного культурного происхождения элитных семей, но и, во многих случаях, результатом их влияния на процедуры приема. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996 *]

Цели и неудачи советских школ

Целью образовательной политики было научить массы читать или писать, а также направлять талантливую молодежь в науку и технику. Он был больше ориентирован на удовлетворение потребностей общества и государства, чем на развитие личности(
сейчас с точностью до наоборот, почему-то все недовольны). Школы были бесплатными, обязательными, универсальными и бесклассовыми и использовались для распространения коммунистической доктрины, а также для обучения детей. Совокупность этики подчеркивала примат коллектива над интересами личности. Поэтому и для учителей, и для учеников творческий подход и индивидуализм не поощрялись( на счёт творческого подхода , прям неправда. Или я ошибаюсь?). [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 года *]

Как и в других областях советской жизни, необходимость реформирования образования ощущалась в 1980-х годах. Программы реформ в этот период требовали новых учебных программ, учебников и методов обучения. Главной целью этих программ было создание «новой школы», которая лучше подготовила бы советских граждан к работе с современной, технологически развитой нацией, которую советские лидеры предвидели в будущем.

Но школы и университеты в Советском Союзе не смогли обеспечить адекватно квалифицированную рабочую силу почти для всех секторов экономики(
чёт , кажется опять неправда ), а разросшаяся бюрократия еще больше скомпрометировала вклад образования в общество. В то же время молодые россияне стали все более цинично относиться к марксистско-ленинской философии, которую они были вынуждены воспринимать, а также к подавлению самовыражения и индивидуальной ответственности. В последние годы существования Советского Союза финансирование было недостаточным для крупномасштабного создания "новых школ", и требования идеологической чистоты продолжали задушить новое педагогическое творчество, которое было провозглашено в официальных заявлениях.

Юные пионеры

Юные пионеры - это молодежное отделение компартии. Все или почти все дети в возрасте от 10 до 15 лет должны присоединиться. Они носят красный галстук со своей школьной формой каждый день, за исключением случаев, когда погода исключительно жаркая, и вместо этого они носят красный значёк(
я носила значёк, когда испортила галстук). [Источник: Эрик Экхольм, New York Times, 26 сентября 1999 г.]

Первые группы молодых пионеров появились в 1922 году, но организация не была официально создана до 1924 года. Эрик Экхольм писал в «Нью-Йорк таймс»: «Объединение элементов разведчиков, патруля безопасности и« уличного патруля », наполненных густыми дозами патриотизма и коммунизм, юные пионеры это общее для детей, воспитанных в коммунистических странах.

Юных пионеров учат правильно одеваться, поднимать флаг и приветствовать своих начальников. Они читают великих коммунистических героев и добрые дела, совершенные образцовыми пионерами, и учатся идти в строю. Описывая парад молодых пионеров, который один россиянин рассказал «Вашингтон пост», ряды детей были «такой красивой линией, идентичной в то время как блузки, линией одинаковых красных галстуков-пионеров и лент!»

Организация «Юный пионер» спонсирует школьные кружки и летние лагеря. В Советском Союзе было несколько тысяч пионерских дворцов, которые служили центрами отдыха, и несколько сотен пионерских лагерей, большинство из которых были связаны с фабриками и официальными организациями. Были также туристические базы и модели железных дорог для детей.

Клубы спонсировали спортивные и художественные мероприятия и проводили техническую подготовку. Были также занятия по таким предметам, как языки, шахматы, письмо, танцы, самолетостроение и искусство. Пионерский лагерь летом был обязателен для советской молодежи. Мероприятия не сильно отличались от тех, что проводились в американских летних лагерях, за исключением того, что в указание входила марксистская экономическая и политическая философия.

По данным переписи 1989 года, три пятых россиян в возрасте 15 лет и старше закончили среднюю школу, а 8 процентов - высшее. Существуют большие различия в уровне образования между городскими и сельскими районами. Перепись 1989 года показала, что две трети городского населения страны в возрасте 15 лет и старше закончили среднюю школу по сравнению с чуть менее половины сельского населения. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 года *]

Основная философия советских школ заключалась в том, чтобы передавать ученикам стандартизированные материалы, а работа ученика заключалась в том, чтобы запоминать эти материалы, все из которых были помещены в контекст социалистической этики. Один учитель истории сказал The Washington Post, что дисциплина была строгой, а сталинизм был запрещенным предметом. «Тогда на своих занятиях я никогда не произносил слова. «Как вы думаете?» Вы должны были учиться, а затем отвечать именно так, как я вам сказал »(
У меня учительница на уроках литературы часто задавала вопрос : " А как ты думаешь, почему герой поступил так?" Чёт странную они учительницу откопали) .

В советское время учителя были достаточно хорошо оплачиваемы и пользовались большим уважением. Они получали хорошее медицинское обслуживание и могли долго отдыхать на Черном море. Студентов часто нанимали на осенний урожай картофеля в течение месяца. Многие студенты пытались избежать этого, придумывая медицинские оправдания(
Не знаю как Вы, а мы на морковку ездили с удовольствием. Это было здорово. Мед. справки я пару раз себе рисовала, только это было среди года, когда учиться ну совсем лень было. Справки с печатями кто-то из одногрупников достал, поделился) .

Советская школьная программа

В некоторых местах русский не был местным языком, обучение велось на местном языке, а русский преподавался как второй язык. В начальной школе учеников готовили к верности Коммунистической партии.

Советские школы традиционно делали упор на обучении тому, что правительство хотело, чтобы они изучали, а не помогали им развивать навыки творческого мышления(
Бедные американцы не знают, что вешиной творческого мышление обычно могут похвастаться учёные, коих в СССР было много). Дискуссии о морали и индивидуальной ответственности были строго запрещены( А как же это коронное? " У каждого ЧП есть имя и фамилия"? И о морали нам мозг промывали постоянно). Школьная программа была продиктована Москвой(Интересно, а кто ещё должен был диктовать нам школьную программу? Вашингтон?) и наполнена «ошеломляющей пропагандой и холодной марксистской логикой» представленной с ленинской точки зрения. Курсы средней школы включали «Экономическую политику капитализма и социализма» и «Диалектический материализм»( Ну, не знаю... Я у себя такого не припомню, а в ВУЗах точно было).

Требуемый список чтения для старшеклассников включал книги Максима Горького("Мать " читала), «Разгром» Александра Фадеева( А, что это такое?), дань памяти красноармейцам, участвовавшим в гражданской войне в России, и «Тихий Дон» Михаила Шолохова(
Нууу это классика! Кто ж его не читал? А как же "Кортик"? "Уроки французского"?"Тимур и его команда"? " Судьба человека"? ).

Источник