Жанр: фэнтези, приключения, драма.
Похожесть: книжная трилогия "Тёмные начала" Ф. Пулмана, фильм "Золотой компас" (2007)
Дата выхода: 2019.
Количество серий: 8.
Средняя продолжительность серии: 50 минут.
Режиссёры: Джейми Чайлдс, Уильям МакГрегор, Отто Батхёрст и др.
В ролях: Дафни Кин, Джэймс МакЭвой, Рут Уилсон, Кларк Питерс, Иэн Гелдер, Уилл Кин и др.
После завершения «Игры престолов» HBO должны были найти достойного продолжателя визитной карточки канала. Боссы не стали заморачиваться и пошли по проторенной дорожке.
Трилогия Филипа Пулмана «Тёмные начала» заняла третье место в списке 200 лучших книг по версии BBC. Фэнтези, в котором смешаны викторианская эпоха с элементами стимпанка, параллельные миры, поднятие вечных вопросов о религии и философии… Одним словом, крепкий первоисточник. Добавьте сюда приличный бюджет, отличный каст и самого автора книг в качестве сценариста – да сериал просто обречён на успех!
Впрочем, фильму «Золотой компас» ни бюджет, ни кастинг не помогли. Фильм крайне скромно показал себя в прокате. Так то же с сериалом?
Действие стартует в Оксфорде. Но это не тот Оксфорд, который мы знаем – здесь Оксфорд из параллельного мира. Лира (Дафни Кин) живёт здесь с самых пелёнок и все с ней таскаются, как с писаной торбой. Девочка, между прочим, избранная. Все ей об этом говорят, но не объясняют почему и для чего. Впрочем, Лира не забивает себе голову, а ведёт себя как самый обычный 12летний ребёнок. Здесь надо отдать должное актрисе – Дафни Кин буквально живёт в кадре. Порой складывается впечатление, что девушка даже не играет, а просто ведёт себя естественно.
Уже в первой серии зрителю дают понять – власти этого мира скрывают страшную тайну. Что именно пока непонятно, но ясно одно: власть преследует инакомыслящих и в методах не стесняется. Того же лорда Азриэла хотели тайком отравить.
Первоисточник не случайно называют «сатанинской сказкой» и «кратким курсом богоборчества» - книги пронизаны атеизмом и откровенным порицанием веры. В сериале это всё есть и учитывая какие опыты проводит Магистериум (верховная власть в мире Лиры), к последнему проникаешься ненавистью.
Сюжет не то чтобы не удивляет, но и не набивает оскомину. Стоит заметить, что история не крутится вокруг главной героини. Зрителю не талдычат каждые пять минут о том, что вот Избранная, а остальные – группа поддержки. Вовсе нет. Другие персонажи не менее интересны. А сюжет развивается только потому, что, скажем так, интересы Лиры и других персонажей совпадают, не более.
В плане темпа не всё гладко. Первые четыре серии тянутся, от них буквально устаёшь. Лично я не мог посмотреть два эпизода подряд. А вот вторая половина сезона набирает обороты.
Авторы не особо объясняют устройство и принципы работы мира, но зритель не сидит с непонимающим видом. Да, информацию подают крупицами, через диалоги, но тем и интереснее. Куда больше претензий к отсебятине: да, сняли с некоторыми отступлениями от первоисточника, и читавшие книги воспримут это в штыки. В книгах никто не трогал дэймонов (аналог души в мире Лиры), здесь же другой человек может запросто взять и задушить твоего постоянного спутника. Не очень понятно зачем в первый сезон включили Уилла – ведь он появляется только во второй книге. Ладно, пусть, ведь была такая многообещающая сюжетная линия – прятки от полиции, осознание тайны своего отца и т.д. Увы и ах – ветка Уилла получилась крайне скучной.
Всё отлично в плане визуала – сразу видно, что бюджет пошёл на знающих своё дело специалистов. Дэймоны, пейзажи, дирижабли и прочее выглядят очень натурально. Да и вообще картинка радует глаз. Претензия к толерантности: цыгане в сериале похожи на кого угодно, но только не на цыган. Ничего не имею против Энн-Мэри Дафф, однако эта актриса ну никак не выглядит как мать-цыганка. В целом каст хороший, но вот с цыганами совсем не задалось.
Не подкачали и актёры. Сравнивать с полнометражным фильмом не будем, ибо смысла нет. Здесь все очень здорово отыгрывают роли. Даже к Марисе Колтер проникаешься некоей симпатией и пониманием. Не совсем понятно зачем в трейлерах то и дело показывали персонажа Джэймса МакЭвоя – в сериале его очень мало. А так все герои интересные, со своими скелетами в шкафу. Особенно радует тот факт, что создатели сериала поняли книги: дэймон – часть души, поэтому характеры героев раскрываются и через дэймонов.
Первоисточник может показаться фэнтези для детей, но в действительности всё совершенно наоборот. Это жестокий и холодный мир, это история про угнетение: детей угнетают взрослые, а взрослых – государство. Герои Пулмана проходят путь от невинности не к пошлой свободе от религиозной морали, а к новой этике и представлению о праведности уже без участия коррумпированного зла, коим и является Магистериум. «Тёмные начала» - тот самый случай, когда в книгах задаются вопросы, которые регулярно выходят за пределы детской литературы.
К сожалению, в сериале ничего этого нет. Сериал выглядит именно как фэнтези для детей – ожидаемо наивное, не передающее весь ужас оригинала. Что уж говорить, если одну из самых ярких сцен первой книги (когда в схватке медведей отрывается челюсть) и вовсе не показали.
***
Подводя итоги, можно сказать, что «Тёмные начала» - качественный сериал, потенциал которого не раскрыт и наполовину. Тем, кому понравился первоисточник, оценят сериал по достоинству. Те, кто не знаком с книгами – могут не дотерпеть до конца, ибо первые четыре серии достаточно скучные. Ждём второй сезон. Ведь книги очень интересны, и если авторы будут следовать первоисточнику – сериал ждёт огромный успех.