Найти в Дзене
Nightwalker

Кручу верчу, обмануть хочу. Как меня разводили на Юле.

Оглавление

Уверен, что только ленивый не слышал о мошенничествах, которые подстерегают нас на каждом шагу.

Периодически с голубых экранов можно слышать о разновидностях мошенничества, якобы звонков от службы безопасности банка.

Кто-то либо сам, либо чьи-то родственники становились объектами мошенничества. Кого-то удавалось развести, кого-то нет.

Уверен, что найдутся и те, кого участь попасть в прицел мошенников обошла стороной.

Как уже можно догадаться, мне, к глубокому несчастью, пришлось приобрести важный жизненный опыт, попав в лапы мошенников.

Я периодически пользуюсь сервисами по продаже ненужных мне вещей.

Довольно удобно, ставишь на мобильный телефон приложение, вычисляешь там вещь, назначаешь цену. На самую, казалось бы, ненужную вещь, всегда найдётся покупатель. Даже пылесос, испорченный уборкой квартиры после ремонта, кто-то купил (продаю честно, эти обстоятельства сразу были отражены в объявлении). И мне хорошо: место освободилось и какой-то возврат денежных средств, и кому-то эта вещь ещё послужит.

Конечно, я слышал, что подобные сервисы - рай для мошенников, так как это кладезь людей, желающих что-то продать, на чем и играют злодеи. Вероятно, ввиду того, что что-то сверх дорогое я не продавал, то все всегда проходил гладко. Связывались через встроенный мессенджер, далее иногда переходили в обычный мессенджер, так как покупатели просят видео с товаром. Далее личный визит. Сделка. Всегда все заканчивалось благополучно.

Стоит отметить, что подобные сервисы хоть и населены мошенниками, но разработчики, надо отдать им должное, предпринимают меры, которые стараются максимально уберечь пользователя.

Но тут недавно я решил продать дорогую вещь, которой толком не пользуюсь. Не оправдала она ожиданий. Да и пандемия внесла финансовые коррективы. В общем, продаю вещь ценою почти (ну без десяти) полсотни тысяч рублей.

Что произошло.

Все как обычно. Потенциальный покупатель пишет в встроенный мессенджер. Сразу же интересуется о возможности использования сервиса встроенной доставки. Это для меня что-то новое, так как обычно покупки были при личном визите. Но я соглашаюсь. Параллельно читаю условия использования такой доставки. По описанию, все безопасно и надёжно.

Далее мне предлагается перейти в сторонний мессенджер. Такое было и ранее. Соглашаюсь. Вдруг снова необходимо прислать видео с вещью со всех сторон. Но нет.

Первый звоночек!

Меня просят направить адрес электронной почты. Ещё раз быстро перечитываю условия сервиса встроенной доставки. Ничего такого не требуется. Интересуюсь, мол зачем, если по официальным условиям не надо, на что мне присылают якобы скрин-шот, который должен развеять мои опасения.

Второй звоночек!

Игнорирую запрос и параллельно смотрю в профиль в стороннем мессенджере. А смотреть там есть на что! Селфи девушки с отличной атлетичной фигурой через зеркало. Лицо обрезано зеркалом. Девушка топлес. Но одна рука держит телефон, а другая по библейски покрывает все прелести.

Третий звоночек!

Прилетает сообщение (вестимо, в стороннем мессенджере) с ссылкой, на сайт, не первый взгляд, сервиса по продаже, мол все оплачено. Да, по этой ссылке все оплачено. Но если вернуться в оригинальное приложение, то ничего не изменилось.

Бьют колокола.

Отвечаю, что ссылка не открывается.

Колокольный перезвон продолжается.

Приходит ещё одно сообщение, мол, попробовать другую ссылку. Действитель, предлагаемый сайт не отличным от оригинала. Но в приложении по прежнему все тихо и спокойно.

Снова отвечаю, что не могу открыть.

К колоколам, добавляются трубы.

Покупатель отправляет ещё несколько сообщений с ссылками, на которые я отвечаю, что не могу открыть. Далее следует короткая переписка о том, что он (Покупатель) потерял такие большие деньги, на что я рекомендую плакаться не мне, а тому сервису, которому переводились деньги, так как до меня ничего не дошло. Последнее мое сообщение оказывается не пропитанным. Я уделяю этот контакт. Перехожу обратно в приложение и оставляю жалобу на этот аккаунт.

Кстати, аккаунт был создан тем же числом, которым началась переписка, что должно было явиться ещё одним звоночком.

Что хотели мошенники?

Цель мошенников было вынудить меня отправить им вещь, заявленную на продажу. Как следствие, я бы остался и без самой вещи и без выручки от ее продажи.

Схема мошенничества.

Схема мошенничества проста. Внутри сервиса по продаже покупатель-мошенник предлагает продавцу воспользоваться доставкой, заверяя, что все будет безопасно и оплачено вперед. Далее покупатель-мошенник выманивает продавца в сторонний мессенджер. Для этого будут использоваться разные ухищрения, например, что трафик бесплатный при общении через что-то иное.

Алгоритмы внутреннего мессенджера анализируют и предупреждают, что продолжить общение лучше внутри.
Алгоритмы внутреннего мессенджера анализируют и предупреждают, что продолжить общение лучше внутри.

Дело в том, что встроенные в сервисы продажи мессенжеры, во-первых, довольно ограничены (не позволяют передавать часть информации, например, ссылки на сайты), а, во-вторых, анализируют и фильтруют передаваемую информацию, предупреждая продавца о возможном мошенничестве заранее.

Затем покупатель-мошенник через сторонний мессенджер старается убедить покупателя о том, что услуга доставки оформлена и оплачена. Для этого в адрес продавца высылаются заранее подготовленные скрин-шоты и иные картинки, а также ссылки на ложные сайты-клоны.

Сайт-клон в точности повторяет оригинальный сайт, но распознать его можно, обратив на адресную строчку в браузере, например, там будет указано http вместо https, кроме того, в адресе сайта могут присутствовать посторонние символы и слова типа info.
Сайт-клон, хоть и использует протокол https
Сайт-клон, хоть и использует протокол https

Поверив покупателю-мошеннику продавец отправляет товар по реальному адресу, пребывая в уверенности, что получит деньги сразу после получения отправления в пункте назначения. Однако этого не происходит. Продавец остается и без товара (вещи, которую продавал) и без вырученных от продажи средств.

Как правило, адрес, на который осуществляется доставка, оказывается однодневным, телефон покупателя-мошенника перестает отвечать почти сразу. А обращение в правоохранительные органы может ни к чему не привести, так как формально все действия были осуществлены добровольно.

Мошенничество - одно из самых труднодоказываемых в суде дел, аналогично сложно и расследовать подобные дела, поэтому найти и привлечь мошенника к ответственности и вернуть вещь (восстановить справедливость) крайне сложно.

Выводы.

Мне повезло и я, хоть и попался на удочку мошенника, но смог с неё соскочить. Как это получилось.

  • Просьба перейти в сторонний мессенджер. Это не всегда критично, однако большинство вопросов можно решить внутри самого сервиса по продаже. Если все же перешли в сторонний мессенджер, то надобыть на чеку.
  • Странный аккаунт в стороннем мессенджер. Особенно, аватар. Вот это уже подозрительно, следите за этим.
  • Совсем свежий аккаунт в самом сервисе по продаже. Понятное дело, ведь мошенников быстро блокируют.
  • Покупатель не интересуется самим товаром, но предлагает его сразу купить. Это очень странно покупать б/у вещь не глядя, у меня даже пылесос, подпорченный уборкой ремонта, который я отдавал за бесценок, проверили на работоспособность, и предварительно задали миллион вопросов по телефону.
  • Просьба передать ещё какие-либо контактные данные. Современные сервисы по продаже позволяют осуществить всю сделку, не выходя, так сказать, наружу.
  • Предложение перейти по ссылкам от покупателя. Это давний приём, когда мошенник создаёт фейковый сайт, который максимально точно копирует сайт-оригинал. Распознать подделку бывает непросто. Поэтому, как и в предыдущем пункте, не переходите по внешним ссылкам, всегда проверяйте сделку внутри своего акаунта или внутри (ещё лучше) мобильного приложения.

Надеюсь, этот материал поможет не стать жертвой мошенников. Учитывайте ошибки о опыт других людей. Всем добра и удачи, коме самих мошенников, как говорилось в одном знаменитом фильме: "Вор должен сидеть в тюрьме!".