Когда мы слышим слово «закон», то представляем свод с четкой формулировкой, которая не может двояко трактоваться. Но что происходит на самом деле? Имеется ряд проблем: фразы, определения, которые нередко трактуются двусмысленно.
Проблемы закона о рекламе можно рассматривать с трех позиций: со стороны рекламодателя, рекламоисполнитеоя и со стороны органов, которые разрабатывают и регулируют данную отрасль. Рассмотрим их подробнее.
Одна из причин, по которой все участники рекламного процесса испытывают трудности, является, то, что реклама новое явление для российского рынка. Соответственно закон ее регулирующий тоже молодой и свежий, как помидоры в июне: в 1992 году вышел Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, в 1993-м - Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, в 1995-м - Федеральный Закон “О рекламе”.
Перед рекламоисполнителем стоит проблема совести. С одной стороны, он знает или должен знать, как законно и правомерно обойти тот или иной закон. С другой стороны заказчик, который все понимает, но настаивает на другом варианте. Рекламоисполнители лишь воплощают в жизнь желания заказчика. Поэтому им приходится переходить «не пересекаемую черту». По факту закон нарушен, но с юридической точки зрения придраться не к чему, поскольку все требования закона формально соблюдены, не нарушены запреты.
Контролирующие органы - это неприятность, с которой обычно сталкивается рекламодатель. Антимонопольный комитет, который следит за соблюдением закона о рекламе, уже неоднократно наказывал рекламодателей за ненадлежащую рекламу. Хотя многие думают, что антимонопольный комитет — это не судебный орган и что его решение не так страшно, что карательные меры комитета — это, в основном, предупреждения и очень мягкие наказания, на практике все выглядит гораздо хуже.
Почему? По решению этого органа снимаются с эфира рекламные ролики, съемки которых стоят немалых денег, прекращаются рекламные кампании, рекламодатель несет в результате этих мер существенные убытки. Антимонопольный комитет — это серьезная опасность для рекламодателя, и неприятностей от данного контролирующего органа исходит очень и очень много.
Рекламное законодательство - Закон о рекламе. В силу того, что он, во-первых, несовершенен, во-вторых, еще слишком новый и, в-третьих, к нему имеется очень мало разъяснений, понятных рекламодателю, то у последнего возникает достаточно много проблем из-за его нарушения.