Как и обещал, расскажу еще о паре профессий, непосредственно связанных с обеспечением погрузки – выгрузки судов в порту: стивидор и тальман.
Главное лицо, это конечно – стивидор. Он отвечает за погрузочно-разгрузочные работы в порту. Он же и руководит операциями по погрузке/выгрузке судов в порту.
Стивидор, это безусловно, высококлассный специалист, который должен знать все нюансы погрузочных работ. Он работает в тесном контакте с докерами-механизаторами. Его задача максимально быстро обеспечить весь процесс погрузки – выгрузки судна в порту. И при этом не забыть про правила безопасности. Работа в порту – это сложная, иногда связанная с риском для здоровья работа.
Как правило, стивидорами становятся выпускники морских училищ или академий, связанные с эксплуатацией водного транспорта. Нередки случаи, когда из докера вырастает классный стивидор, который знает все азы погрузки и выгрузки судов в порту.
Стивидор планирует и руководит обработкой судна, контролирует оформление необходимых документов, тесно взаимодействует с судовой администрацией. Также он составляет план грузовых работ и при погрузке руководствуется так называемым каргопланом. От англ. cargo plan - план размещения груза на судне, который максимально рационально использует грузовые помещения на судне и при этом не нарушает остойчивости судна.
Стивидор, как правило, относится к эксплуатационной службе стивидорной компании. Стивидорная компания обеспечивает полный цикл работ по погрузке/выгрузке, перемещению, складированию и учету грузов в порту.
Стивидор руководит докерами-механизаторами. В зарубежных портах нередко докеров называют стивидорами. У нас же это отдельный специалист.
Основные задачи стивидора:
- составление плана грузовых работ
- выгрузка груза с судна на причал
- перевозка груза на склад
- дальнейшая погрузка или отправка груза получателю
- либо обеспечивает выгрузку груза по так называемому «прямому варианту»: с судна прямо на транспортное средство (вагон, автомобиль)
- перевозка груза со склада на причал либо сразу на судно.
Один нюанс: очень часто путаются понятия стивидорной компании и порта. Это не совсем корректно.
Порт - это обобщенное понятие: совокупность подходных каналов к причалам, самих причалов, складских площадей.
В порту могут работать несколько независимых стивидорных компаний. А в крупных портах – как правило, работает множество стивидорных компаний. Они арендуют причалы, имеют собственные или арендованные складские мощности и перегрузочное оборудование: краны, погрузчики, контейнерные перегружатели, ролл-трейлеры, тягачи и пр.
Основная деятельность стивидорных компаний - погрузка и выгрузка грузов на морских и речных судах.
Еще одна профессия, связанная с грузовой обработкой торговых судов:
Тальман— это лицо, которое отвечает за учет грузов во время операций погрузки его на судно или при выгрузке с него.
Произошло от англ. tally-подсчет, считать и man-человек
Раньше было довольно четкое разделение этих специальностей по гендерным признакам, как сейчас принято говорить.
Если в случае со стивидором –работают в основном мужчины, я за долгие годы работы в порту не встречал стивидора-женщину, то в случае с тальманом-этот как раз в основном была женская профессия, хотя в последнее время наметился коренной перелом в этой области. Тальманы относятся к складской службе стивидорной компании, и уже нередко тальманами работают мужчины.
В задачи тальмана входят следующие операции:
- Учет при погрузке и выгрузке грузов, прием и сдача различных грузов
- Осуществление контроля при выдаче грузов грузополучателям, а также при передаче грузов для дальнейшей транспортировки
- Проверка внешнего состояния и маркировки груза и тары.
- Осмотр вагонов и контейнеров на пригодность их к погрузке грузов.
- Контроль за соблюдением портовыми рабочими правил погрузки, выгрузки и сохранности грузов в процессе погрузочно-разгрузочных работ, складирования грузов, правил техники безопасности.
Вот три основные специальности (докер-механизатор был в предыдущей статье), без которых невозможна грузовая обработка судов.
Конечно, в порту еще много узкопрофильных специалистов, так или иначе связанных с торговыми судами и грузами: это и судовой агент, шипчандлер, сюрвейер. Про них расскажу немного позднее.
Читайте на канале:
150 лет живой легенде! Чайный клипер Катти Сарк.
Морские ворота Санкт-Петербурга. Как создавался грузовой порт.
Как ходят пароходы зимой: все о ледокольной проводке судов.