Найти тему
Андрей Ковалев

Нужные профессии в порту: стивидор и тальман

-2

Как и обещал, расскажу еще о паре профессий, непосредственно связанных с обеспечением погрузки – выгрузки судов в порту: стивидор и тальман.

Главное лицо, это конечно – стивидор. Он отвечает за погрузочно-разгрузочные работы в порту. Он же и руководит операциями по погрузке/выгрузке судов в порту.

Распорядитель работ по выгрузке судна - стивидор
Распорядитель работ по выгрузке судна - стивидор

Стивидор, это безусловно, высококлассный специалист, который должен знать все нюансы погрузочных работ. Он работает в тесном контакте с докерами-механизаторами. Его задача максимально быстро обеспечить весь процесс погрузки – выгрузки судна в порту. И при этом не забыть про правила безопасности. Работа в порту – это сложная, иногда связанная с риском для здоровья работа.

Подготовка к погрузке. Совещание прямо на палубе
Подготовка к погрузке. Совещание прямо на палубе

Как правило, стивидорами становятся выпускники морских училищ или академий, связанные с эксплуатацией водного транспорта. Нередки случаи, когда из докера вырастает классный стивидор, который знает все азы погрузки и выгрузки судов в порту.

Погрузка катера на палубу судна под руководством стивидора
Погрузка катера на палубу судна под руководством стивидора

Стивидор планирует и руководит обработкой судна, контролирует оформление необходимых документов, тесно взаимодействует с судовой администрацией. Также он составляет план грузовых работ и при погрузке руководствуется так называемым каргопланом. От англ. cargo plan - план размещения груза на судне, который максимально рационально использует грузовые помещения на судне и при этом не нарушает остойчивости судна.

Стивидор, как правило, относится к эксплуатационной службе стивидорной компании. Стивидорная компания обеспечивает полный цикл работ по погрузке/выгрузке, перемещению, складированию и учету грузов в порту.

Стивидор руководит докерами-механизаторами. В зарубежных портах нередко докеров называют стивидорами. У нас же это отдельный специалист.

Погрузка буксира весом 350 тонн на судно. Стивидор руководит докерами и процессом погрузки и крепления груза.
Погрузка буксира весом 350 тонн на судно. Стивидор руководит докерами и процессом погрузки и крепления груза.

Основные задачи стивидора:

  • составление плана грузовых работ
  • выгрузка груза с судна на причал
  • перевозка груза на склад
  • дальнейшая погрузка или отправка груза получателю
  • либо обеспечивает выгрузку груза по так называемому «прямому варианту»: с судна прямо на транспортное средство (вагон, автомобиль)
  • перевозка груза со склада на причал либо сразу на судно.
Груз надежно закреплен. Работа выполнена.
Груз надежно закреплен. Работа выполнена.

Один нюанс: очень часто путаются понятия стивидорной компании и порта. Это не совсем корректно.

Порт - это обобщенное понятие: совокупность подходных каналов к причалам, самих причалов, складских площадей.

Одна из стивидорных компаний - контейнерный терминал
Одна из стивидорных компаний - контейнерный терминал

В порту могут работать несколько независимых стивидорных компаний. А в крупных портах – как правило, работает множество стивидорных компаний. Они арендуют причалы, имеют собственные или арендованные складские мощности и перегрузочное оборудование: краны, погрузчики, контейнерные перегружатели, ролл-трейлеры, тягачи и пр.

Контейнерные перегружатели стивидорной компании
Контейнерные перегружатели стивидорной компании

Основная деятельность стивидорных компаний - погрузка и выгрузка грузов на морских и речных судах.

Еще одна профессия, связанная с грузовой обработкой торговых судов:

Тальман— это лицо, которое отвечает за учет грузов во время операций погрузки его на судно или при выгрузке с него.

Тальман. Конечно, дресс-код у тальманов не всегда такой праздничный. Тем не менее, стремимся к высоким стандартам!
Тальман. Конечно, дресс-код у тальманов не всегда такой праздничный. Тем не менее, стремимся к высоким стандартам!

Произошло от англ. tally-подсчет, считать и man-человек

Раньше было довольно четкое разделение этих специальностей по гендерным признакам, как сейчас принято говорить.

Если в случае со стивидором –работают в основном мужчины, я за долгие годы работы в порту не встречал стивидора-женщину, то в случае с тальманом-этот как раз в основном была женская профессия, хотя в последнее время наметился коренной перелом в этой области. Тальманы относятся к складской службе стивидорной компании, и уже нередко тальманами работают мужчины.

-11

В задачи тальмана входят следующие операции:

  • Учет при погрузке и выгрузке грузов, прием и сдача различных грузов
  • Осуществление контроля при выдаче грузов грузополучателям, а также при передаче грузов для дальнейшей транспортировки
  • Проверка внешнего состояния и маркировки груза и тары.
  • Осмотр вагонов и контейнеров на пригодность их к погрузке грузов.
  • Контроль за соблюдением портовыми рабочими правил погрузки, выгрузки и сохранности грузов в процессе погрузочно-разгрузочных работ, складирования грузов, правил техники безопасности.

Вот три основные специальности (докер-механизатор был в предыдущей статье), без которых невозможна грузовая обработка судов.

Конечно, в порту еще много узкопрофильных специалистов, так или иначе связанных с торговыми судами и грузами: это и судовой агент, шипчандлер, сюрвейер. Про них расскажу немного позднее.

-12

Читайте на канале:
150 лет живой легенде! Чайный клипер Катти Сарк.
Морские ворота Санкт-Петербурга. Как создавался грузовой порт.
Как ходят пароходы зимой: все о ледокольной проводке судов.