Награждение кинокартины «Марти» Оскаром – уникальный случай в истории престижной премии. Американская киноакадемия умела и умеет замечать удачи.
Фильм был создан на весьма скромную сумму 350 тыс. долларов. Он прост в постановочном отношении. Рассказывает прозаичную историю поздней любви двух разочарованных в жизни людей. - 34-летнего холостяка и внешне неброской маленькой учительницы. Однако не этим «Марти» заслужил награду. Хотя бесспорно данные аспекты – впечатляют.
Чем же кинокартина смогла поразить критиков?
Фильм был дебютом в области кинематографа его режиссера Делеберта Манни. После окончания школы драматического искусства Йельского университета Манни работал на только, что появившемся телевидении сначала менеджером, потом ассистентом режиссера и наконец режиссером. Поэтому в кино мужчина пришел с весьма специфическим телевизионным опытом. От части он и помог получить Манни признание профессионалов.
Чистого искусства Киноакадемия не признает. Условием получения «оскара», помимо несомненных профессиональных достижений и достоинств постановки, является успех фильма у зрителей. В этом смысле «Марти» теоретически был заведомо обречен на провал в прокате. Так как пьеса Чаевского, которая была положена в основу его сценария, была уже знакома зрителям по телевизионной постановке. Среда и характер действия не давали возможности искусственного драматизировать его. Поэтому основная работа легла на исполнителей главных ролей Эрнста Боргнина и Бетой Блер. Они смогли показать жизнь своих героев, раскрыть характер и переживания, показать их психологическое сближение. Все – с минимумом внешнего действия. Зрители оказались зачарованы их тонкой игрой. Эрнст Боргин получил награду за лучшую мужскую роль в кинокартине.
Фильмы подобные «Марти» иногда объединяют определением – «розовый неореализм», подразумевая отсутствия в них социальной критики, антибуржуазности, призыва к политическому действию. Но при этом забываются, что настоящий итальянский неореализм возник в совершенно конкретной социальной политической обстановке как реакция на официальный оптимизм итальянского фашистского кино и исчерпал себя, когда Италия сумела излечить раны войны, а от ее кинематографов потребовалось художественность и психологичность в показе героев.
Подводя итоги хочется отметить, что именно новаторство и необычный подход режиссера, простота и реалистичность сюжета сделали картину гениальной. Бесподобная игра актеров. Признание зрителей. Это именно тот случай, когда можно сказать, что все «звезды сошлись».