Найти тему
С текстами жить

Где твоё море?

Плотно закрыть дверь, выпить красного крепленого, забраться с ногами в кресло, обложиться книгами. Полистать Мифы древней Греции, утратить кокон повседневности, испугаться своей хтонической сторукости и успокоиться, вынырнув в темноту, где сокровенное на поверхности.

но может мы зазвучим

новыми формами

согласно

когда отыщем

нашу Землю

Или открыть Юнга, нырнуть в зазеркалье собственной двойственности, где анимус и анима едины, а любовная вигилия длится вечно.

так я – женщина? ты – мужчина?

но моё ртутное переключенье

зажиганья под кожей – в два раза быстрее.

твоя лунная чуткость –

вкрадчивей влаги

в капиллярах, в серебряном костном свеченье.

так

я ни с кем ещё не

вплывала в себя,

тобой к себе возвращаясь.

лишь ветер оплёл нас, крылатое тело,

восьмирукое, двухголовое,

односердечное,

двое мужчин яростно

заспорили о ведущей левой.

две женщины продолжали ласкать друг друга.

твоя уступала, и мой мужчина

пил с её губ, погружаясь, всё глубже

шепча о десяти звёздах вигилий

Стихотворения Валерии Исмиевой завораживают, как шкатулка с полудрагоценными камнями-амулетами. Наверное, поэтому мне не хотелось выуживать стилистические приемы и недостатки, которые бесспорно можно найти в любом тексте. После прочтения стихотворений Валерии хочется позволить себе побыть в созданном ею пространстве под разномастным шатром ее воображения и отдаться на волю своих рецепторов. Признаюсь, что пару раз заглянула в словарь, но впечатления это не испортило.

Интересно наблюдать, как автор нанизывает на нитку пережитого и познанного цветные, разные по форме, отшлифованные собственной интонацией образы-минералы, умело сочетая агат и бирюзу, амазонит и яшму, делая разрозненное единым, воспевая чувственную эклектику как свой фирменный рецепт, особый принцип взаимодействия с другими, как в верлибре «Танец» с четким внутренним ритмом, после прочтения которого остается терпкое послевкусие.

в дрожи, как на ветру

ранней порой весенней

ты всматривался, ища моё отраженье.

наших глаз ожерелье переливалось.

я расстёгивала манжеты на руках сплетённых, до чего же тесна нам эта рубашка!

белый яд в игле скорпиона так ищет тело.

не его ли танец научил, смиряясь

разделённости-нас-в-пределах-движенья,

выведывать каждый изгиб желанья?

Легко и немного по-хулигански автор играет метафорами, примиряя Эроса и Танатоса, который «вслед за эросом свернул за огород, где стрелки мечут лук…», просит от лица своей героини Андромахи хоть на время забыть о марсианском мужском предназначении, ведь «над площадью пустынной, как арена, алеет неба раскалённый диск. Цивилизации стеклянный обелиск раздавлен». Становится понятно, что в стихотворении «Андромаха» в игре слов зашифрован остро стоящий вопрос, в решении которого мы бесправны, «смертным нам не перейти черту. И параллелен будней караван, послушны ниткам взмахи ног и рук», так что только и остается просить, напоминать:

но этот путь – стон муки без прикрас.

что Трои перерытая руда,

сражения, герои, города!

не в них трепещущая явь,

боль, блажь и дрожь от соприкосновенья…

О хрупкости и беззащитности всего живого перед смертью говорится и в стихотворении «Улитка»:

ты лежишь на моей ладони, почти зеро.

капля скользкой материи, немой язык,

лодка, танцующая очертания берегов,

дрожь, заменяющая и жест, и крик.

где твоё море, ленточка гребешка,

прянувшая вдогонку слепому азарту в шельф,

ушко, упрятанное внутри рожка валторны,

всасывающей созвучий шлейф?

И очень важно, что это «почти зеро», но вместе с тем «perpetuum mobile! каждым глотком растящий свой дом (на колене? на животе?)» хватается за жизнь, радуется каждому нарощенному слою-опыту и в итоге почти как у Булата Окуджавы «крест деревянный иль чугунный», когда «врёт на твоём арго, сдавая плинию карты и ублажая рот всеми оттенками нежности эскарго». Изящно, сильно и просто, как нефритовые четки Эраста Петровича – эскарго для нас для всех в грядущей мгле, но улитка-кавалергард об этом не знает. Или не хочет знать?

А пока Das Herz aus Glass, по-евтушенковски светло, глубоко и печально, как горный хрусталь, «остаются лишь крошки стекла – жизнь прошла! Нет, есть другой ответ».

Среди тысяч деревянных игрушек

звенит на ниточке

Das Herz aus Glass.

некуда спрятать его,

неверную ноту,

рубиновый сгусток.

щёлкнули ножницы, срезал –

вот оно, тёплое,

вздрагивает на твоей ладони

так назначь поскорее цену

и

вынимай осколки:

может однажды

их наберётся столько

что ты снова сложишь из них

свой мир

Что автор и делает.