Исследователями Сибири становятся по-разному. Кто-то с детства мечтает о дальних странствиях, а у кого-то может неожиданно вмешаться его величество случай и предопределённая дорога делает резкий поворот. Так судьба распорядилась с Александром Михайловичем Сибиряковым. Ну кто бы мог подумать, что родившийся в 1849 году в семье русского золотопромышленника, мальчик не пойдёт по стопам отца, приумножая состояние, а увлечётся путешествиями, и даже более того, серьёзными исследованиями Сибири. Александр закончил гимназию в Иркутске, продолжил учёбу в Европе. Случай свёл его со знаменитым полярником из Швеции Нильсом Норденшельдом. Во время бесед о Севере он увлёк молодого человека своими планами по изучению Северного морского пути. С этого началось открытие Арктики Александром Сибиряковым.
Оставленное отцом наследство пошло на изучение устьев рек Печора, Енисей, Обь, Амур, побережья Карского и Охотского морей. Михаил Сибиряков был не только меценатом, но и сам участвовал в экспедициях.
Например, в 1880 году хотел проплыть через пролив Югорский Шар в Карском море до Енисея, но удача отвернулась от экспедиционеров. Оба судна погибли. На берегу команда Сибирякова встретила ненцев, которые помогли добраться до Обдорска. Он воочию убедился, как опасен этот морской путь. В дневнике он написал:
«Есть достаточно оснований… плавания в Карском море сопряжены с большим риском и имеют неопределённый характер, поэтому для коммерческих целей неудобны».
Тогда неугомонный Александр Михайлович решил изучить водно-сухопутные пути из Европы в Сибирь. Сибиряков отлично понимал, без нормальных дорог сибирским крестьянам и промышленникам невозможно попасть на внешний рынок со своими дешёвыми продуктами, то есть экономического развития Арктики без дорог не будет.
В 1884 году на пароходе «Норденшельд» доплыл до устья Печоры, потом на нартах перебрался через Уральские горы в Берёзово и оттуда по Тоболу добрался до Тобольска. Через год тракт заработал. Летом грузы перевозились по воде, складировались, а зимой на санях отправлялись дальше. Для Печорского края, часто страдающего от голода, дорога стала спасением, даже цены на продукты значительно снизились. Благодарный народ назвал этот тракт Сибиряковским.
На этом путешественник-меценат не остановился. Благодаря его усилиям был проторена ещё одна дорога. Были у предпринимателя и другие планы, но активное строительство железных дорог спутало ему все карты. К тому же правительство не ставило во главу угла своих интересов масштабное развитие Сибири, в конце XIX века хватало и других забот.
Впрочем, тогда многие действовали на свой страх и риск, не дожидаясь помощи от государства. Сибиряков тоже не сложил руки, продолжая в меру своих сил развивать дороги Сибири. На исследования он выделил более полутора миллионов рублей. Кроме этого, Александр Михайлович щедро жертвовал на народное образование и благотворительность. Выделил деньги на строительство каменного храма святых Петра и Павла в Обдорске. А в начале 90-х годов XIX века вместе с братом учредил бесплатные столовые на юге Тобольской губернии, в это время там бушевала эпидемия холеры и был голод.
В 1913 году Сибиряков уехал на лечение в Ниццу. И как оказалось навсегда. Начавшаяся первая мировая война, потом революция помешали купцу-патриоту вернуться на родину. Большевики экспроприировали его бизнес и Александр Сибиряков остался без средств к существованию.
В Советском Союзе были уверены, что Сибиряков умер, поэтому в честь него назвали ледокольный пароход, который в 1932 году прошёл во Серному морскому пути за одну навигацию, осуществив мечту Александра Михайловича Сибирякова.
Нетрудно догадаться, какие мысли овладели Сибиряковым, когда он читал в зарубежной прессе об этом героическом плавании, которое воплотило в жизнь его мечту об освоении Заполярья. А он был всеми забыт и влачил нищенское существование.
В 1920 году шведский консул в Ницце нашёл Сибирякова. Благодаря усилиям консула и председателя Географического общества в Стокгольме шведское правительство в 1921 году назначило Сибирякову пожизненную пенсию в размере 3000 крон ежегодно. Умер Сибиряков в больнице Пастера в Ницце в возрасте 84 лет.
Если статья была познавательна, то ставьте т.н. «лайк». Пишите комментарии. Буду рад пообщаться.
Ваш В.Л.