Хотим мы этого или не хотим, но впереди нас ждет закат эры углеводорода в качестве основного источника энергии для мобильных средств передвижения. По официальным данным, запасов легко добываемой нефти в России осталось не менее чем на 20 лет, газа – на 30 лет. Учитывая общее сопротивление данной отрасли и разработку трудно добываемых месторождений, общий срок данного заката может растянуться 40-50 лет.
Что происходит в альтернативном секторе энергии. Гигантский скачет сделан в сфере хранения электрической энергии. По сути, в этой области она как раз и проиграла углеводородам на заре создания машин. Тогда, если можно так сказать, не было подходящего перезаряжаемого аккумулятора, способного выдавать приемлемый ток. Что же мы видим сегодня – автомобиль Тесла, электрические автобусы, электроскутеры, электросамокаты, моноколеса, гироскутеры.
Энергоемкость элементов питания постоянно возрастает, уже сегодня мы наблюдаем переход от формата 18650 на 21700. В результате «стандарты Теслы» все больше проникают в нашу электрическую жизнь.
На аккумуляторах уже работает не только электротранспорт, но и электроинструмент, а также сварочные аппараты. Такого точно никто себе представить не мог.
Давайте попробуем спрогнозировать дальнейшие тенденции развития электротранспорта в целом, с точки зрения расширения его мобильности.
С чего бы хотелось бы начать и в чем проигрывает электричество – наличие стационарных станций подзарядки. Почему их нет? Потому что нет спроса на них, поэтому туда не пришел большой бизнес, не сделал в него инвестиции.
Технологически данный вопрос легко решить, так как в распоряжении разработчиков подобных зарядных станций неимоверное множество готовых решений – солнечный панели, инверторы, системы разграничения доступа, билинга и дистанционного управления.
Главными популяризаторами идеи электротранспорта являются активные его пользователи. Сейчас эти люди сосредоточены, в основном, на форумах и различных каналах коммуникации. Необходимость сбиваться в группы и обмениваться опытом обусловлено низким качеством сборки электротранспорта и необходимостью его доработки. При этом стоимость его достигает в ряде случаев нескольких десятков тысяч.
Другая сторона – совместные прокаты на электротранспорте. Тут есть как положительные так и отрицательные моменты. Это прекрасно, когда взрослые люди используют «покатушки» для общения, выезда за город на природу, осмотра достопримечательностей у путешествий. Плохо, когда такие выезды превращаются в алкогольные вечеринки или скоростной режим и место передвижения перемещаются на проезжую часть. На это смотрит бизнес, власти, граждане, которые еще являются пешеходами, но уже задумываются над приобретением моноколеса или электросамоката.
Можно провести аналогию с развитием беспилотной авиации. В начале в этой сфере также был в определенной мере хаос, каждый мечтал о собственном беспилотнике, жажду подстегивал Инстаграм, который требовал новых, «безбашенных» фотографий и видеороликов. Но постепенно все успокоилось, навели порядок с их регистрацией и применением, крупные производители постепенно вытеснили китайский ширпотреб, а форумы коммуникации постепенно ушли в историю. Если в общем, то можно сказать, что эта тема стала не модной.
Электротранспорт также обречен пережить подобные стадии развития. Те, кто купил электросамокат, прокатился на нем пару раз, поставил пылиться в угол, уже навряд ли вернутся к его использованию. Останутся только фанаты, пользователи, которые ездят на работу или просто избрали этот вид транспорта для передвижения по мегаполису.
Другая грань – электрические автомобили. Там развернется настоящая битва, так как данная ниша практически полностью занята углеводородными технологиями. Потеснить эту сферу могут только проблемы с экологией либо угроза роста цен на эти ресурсы.
Но закат углеводородной эры очевиден. Пусть это произойдет постепенно и человечество сумеет перестроиться к новым условиям и реальности.