Редко в какой культуре главный (и положительный!) герой сказки основную часть времени проводит… на печи! А у нас – мало того что ДУРАК, так ещё и ЛЕНТЯЙ, Иждивенец! Старшие братья упахиваются до седьмого пота, а младший - под дурачка косит!
Но всё не так просто. Во-первых, именно младший сын в русской культуре оставался с родителями и наследовал дом и хозяйство, в отличие от старших, которые получали надел при браке. То есть стремиться к обретению материальных благ Иванушке было не особенно нужно.
Во-вторых, лежание сказочного героя на печи – непростая тайная работа. С позиций языческого мировоззрения «бездействие» Ивана оказывается чуть ли не магическим обрядом. А. Афанасьев пишет: «Изба была первым языческим храмом. Оттого слова хоромы (дом, жилище) и храм (освящённое место богослужения) – филологически тождественны».
Центром такого «храма» оказывалась печь – домашний очаг, место обожествления огня и приготовления объединяющей всех в доме пищи. Огонь печи оказывается связующим звеном между духовным и физическим миром, а другая «печная» стихия – земля – способствует контакту живых с умершими родственниками.
Считалось, что за печкой, имеющей выход в подполье, обитает домовой, воплощающий дух предков, которые оберегают членов семьи. Убить запечного таракана считалось большим грехом – мало ли кто вышел из-за печки в его обличии! Лежать на печи разрешалось только детям, старикам и больным – тем, кто по разным причинам ближе к «тому свету». То есть печь считалась местом встречи жизни и смерти.
Проявлением «пограничного» между жизнью и смертью состояния оказывается, например, 33-летнее сидение на печи Ильи Муромца, обозначающее не только болезнь будущего героя, но и его связь с предками. Именно она обеспечила магическую защиту и сверхъестественные возможности богатыря – когда его силы действительно понадобились. То же можно сказать и о до поры до времени не слезающих с печки Емеле и Иванушке-дурачке. Так что, вполне возможно, и в лежании героев нашего времени на диване перед телевизором есть магический смысл ))