О компании
ПАО «Аэрофлот» - крупнейшая российская авиакомпания, которая входит в ТОП-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. «Аэрофлот» осуществляет внутренние и международный рейсы из аэропорта Шереметьево (г. Москва) и аэропорта Емельяново (г. Красноярск).
По состоянию на 31 декабря 2019 года парк Группы «Аэрофлот» насчитывал 603 воздушных судна.
Ключевые события:
- 1 мая 1922 г. – в СССР открылись полёты по первой международной авиалинии «Москва — Кёнигсберг — Берлин».
- 25 февраля 1932 г. – образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращённое наименование гражданской авиации страны – «Аэрофлот».
- 1989 г. – «Аэрофлот» вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA).
- 1994 г. - «Аэрофлот» реорганизован в открытое акционерное общество и подвергся частичной приватизации. 51% акций остался за государством.
- Июль 2000 г. - компания переименована в «Аэрофлот — российские авиалинии».
- 4 августа 2004 г. – «Аэрофлот» включен в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.
- 15 ноября 2009 г. – в «Шереметьево» открыт собственный терминал «Аэрофлота» (терминал D).
- Начало 2010 г. – принято решение о присоединении к «Аэрофлоту» всех государственных авиакомпаний страны.
- В октябре 2014 г. – компания объявила о запуске нового бюджетного перевозчика «Победа».
- Сентябрь 2015 г. – «Аэрофлот» включён в санкционный список Украины.
- Март 2020 г. – на фоне пандемии коронавируса котировки Аэрофлота упали на 53%
Чем владеют?
Основными дочерними предприятиями «Аэрофлота» являются:
- АО «АК Россия»: 75% минус 1 акция
- ООО «Победа»: 100% акций
- АО «АК Аврора»: 51% акций
- ООО «Аэрофлот-Финанс»: 100% акций
- АО «Аэромар»: 51% акций
- АО «Шеротель»: 100% акций
- ООО «А-Техникс»: 100% акций
- ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота»: 100% акций
Основным ассоциированным предприятием Группы является:
- АО «ШЕРЕМЕТЬЕВО БЕЗОПАСНОСТЬ»: 45% акций.
Структура акционерного капитала
Крупнейшим держателем пакета акций ПАО «Аэрофлот» является Российская Федерация в лице Росимущества (51,2%).
В свободном обращении находится 40,9% от общего количества обыкновенных акций.
На фондовом рынке торгуются акции и депозитарные расписки на акции ПАО «Аэрофлот». На российском рынке обращаются обыкновенные акции, на зарубежных рынках – депозитарные расписки.
Операционные показатели Группы «Аэрофлот»
За последние 5 лет «Аэрофлот» демонстрировал уверенный рост основных операционных показателей.
По итогам 2019 г. Группа отчиталась о рекордном пассажиропотоке, который составил 60,7 млн человек, что на 9% выше уровня 2018 г. При чём, на международных рейсах было перевезено 27,1 млн человек, что на 9,6% пассажиров больше, чем в 2018 г. На внутренних рейсах пассажиропоток увеличился на 8,5% до 33,6 млн человек.
Пассажирооборот вырос на 9,1% и составил 156,2 млрд пкм в 2019 г. Показатель предельного пассажирооборота по итогам 2019 г. увеличился на 10,3% и составил 190,9 млрд пкм.
По итогам 2019 г. Группа осуществила рекордное количество рейсов - 446 тыс., что на 8,4% больше, чем в 2018 году. В том числе, на внутренние перевозки пришлось 259 тыс. рейсов, а на международные – 187 тыс. рейсов.
Налет по авиапарку Группы в 2019 году вырос на 9,1% и составил 1225,8 тыс. часов.
Объём перевозки грузов и почты в 2019 году вырос на 4,3% и составил 317 тыс. тонн в основном за счёт увеличение перевозок на внутренних рейсах на 8,6% до 132,7 тыс. тонн. Грузооборот вырос незначительно на 4,4%, составив 1 314,1 млн ткм.
Несмотря на рекордные показатели количества рейсов и пассажиропотока, коммерческая загрузка по итогам 2019 г. снизилась, составив 67,7% против 69,3 % в 2018 г.
Коммерческая загрузка на внутренних рейсах упала до уровня 71% (-1,2 п.п.), а на внешних рейсах до 68,1% (-1,9 п.п.). Это вызвано с незначительным уменьшением показателя занятости пассажирских кресел до 81,9% с 82,7% 2018 г.
Теперь рассмотрим, как операционные результаты Группы повлияли на финансовые показатели.
Основные финансовые показатели Группы «Аэрофлот»
С 2019 года Группа впервые начала использовать в финансовой отчётности новые правила учёта аренды МСФО (IFRS) 16. Группа пересчитала все показатели 2018 года с учётом новых стандартов, что значительно повлияло на итоговые результаты.
Выручка «Аэрофлота» по итогам 2019 года выросла на 11% и составила 677,9 млрд рублей, что связано с увеличением показателей пассажиропотока и пассажирооборота до рекордных отметок.
- Наибольший удельный вес в структуре выручки занимает выручка от регулярных пассажирских перевозок (82%), рост которой, составил в 2019 г. 12% до 557,1 млрд рублей.
- На выручку от чартерных рейсов приходится 6%. Этот показатель незначительно снизился в 2019 г. и составил 37,4 млрд рублей.
- Выручка от грузовых перевозок (3%) выросла на 2% до 19,3 млрд из-за увеличения грузооборота.
- Прочая выручка по итогам 2019 г., на которую приходится 9%, продемонстрировала рост на 10% до 64 млрд рублей. В состав прочей выручки входят доходы по соглашениям с иностранными компаниями, партнерские доходы по программе премирования пассажиров, доходы от продажи товаров и предоставления питания во время перелетов и прочее.
По результатам 2019 г. чистая прибыль составила 13,5 млрд рублей, против отрицательного показателя 2018 г., на что повлияла корректировка согласно новым правилам учёта аренды МСФО (IFRS) 16. Группа сделала перерасчет итогов 2018 г. и вместо прибыли в 8,7 млрд рублей получила убыток в размере 55,7 млрд рублей из-за курсовой разницы в результате переоценки лизинговых контрактов за весь срок действия, а не за год.
Большинство договоров аренды самолетов заключается в долларах США, что и оказало сильно влияние на корректировку показателей. «Бумажный» эффект от переоценки обязательств по операционной аренде воздушных судов составил 64,4 млрд руб.
Операционная прибыль Группы осталась примерно на том же уровне, составив 60,7 млрд руб. из-за серьёзного роста операционных расходов на 12% до 617 млрд рублей и увеличением расходов, связанных с обслуживанием самолетов на 12%. Кроме того, произошел рост расходов на обслуживание пассажиров, авиационное топливо, услуги связи, пенсионное обеспечение, страхование, продукты питания и прочие расходы.
В результате изменений в учетной политике, связанных с новыми стандартами МСФО (IFRS) 16, обязательства по аренде выросли преимущественно на приведенную сумму обязательств по договорам аренды, ранее классифицированным как договоры операционного лизинга. Общий долг на конец 2019 г. снизился на 13,1% по сравнению с показателем 2018 г. и составил 573,7 млрд руб. Снижение долговой нагрузки связано в основном с переоценкой обязательств по аренде вследствие укрепления курса рубля к доллару США на 31 декабря 2019 г. по сравнению с 31 декабря 2018 г., а также с погашением обязательств согласно графика платежей. Чистый долг составил 547,8 млрд рублей.
Финансовые показатели за I квартал 2020 г.
За первые 3 месяца 2020 г. «Аэрофлот» демонстрировал многообещающие показатели, хотя первые тревожные звоночки в виде снижения операционных и, как следствие, финансовых показателей появились уже в марте.
По итогам I кв. 2020 г. выручка Группы снизилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 123,9 млрд руб. за счет падения показателя выручки от регулярных пассажирских перевозок, который занимает существенный вес в общей структуре выручки и снизился на 9,9%, составив 102,1 млрд руб. Этот факт связан с сокращением пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса в марте 2020 г.
Рост продемонстрировала выручка от грузовых перевозок, увеличившись на 15,1%, до 4,8 млрд руб., по сравнению с I кв. 2019 г., что произошло за счет роста объема перевозок грузов и почты на 11,6%.
Прочая выручка по итогам 3-ёх месяцев снизилась на 14,6% по сравнению с с I кв. прошлого года, до 12,5 млрд руб.
Показатель EBITDA значительно снизился в I кв. 2020 г. на 38,8% и составил 13,1 млрд руб., что вызвано увеличением убытков за первые 3 месяцы работы Группы.
Убыток «Аэрофлота» в I кв. 2020 г. составил 22,5 млрд рублей, на что повлияло снижение операционных показателей в марте.
Операционные расходы по итогам 3-х месяцев немного снизились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
По итогам первых 3-х месяце 2020 г. операционные расходы снизились на 4,8%, составив 137,0 млрд руб. за счет сокращения показателей операционной деятельности. Так, расходы на авиационное топливо, которые напрямую связаны с часами налета и объемами перевозок, снизились на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составили 38,6 млрд руб.
Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, которые занимают наибольший удельный вес в общей структуре расходов, снизились на 1,8% по сравнению I кв. 2019 г. до 98,5 млрд руб.
Таким образом, снижение операционных показателей привело не только к падению доходов, но и к заметному снижению расходов, связанных с обслуживанием пассажиров и обеспечением авиационным топливом воздушных судов. Как мы понимаем, в марте снижение только началось, нижние границы спада операционных показателей пришлись на апрель-май 2020 г.
Ситуация за 4 месяца 2020 года
Группа «Аэрофлот» предоставила основные операционные показатели за 4 месяца 2020 г., что наиболее информативно в виду сложившейся ситуации из-за коронавируса, так как именно апрель стал первым месяцем, когда ограничительные меры серьёзно отразились на деятельности компании. По этим результатам уже можно делать первые выводы о том, насколько серьёзным может оказаться падением.
Операционные результаты за январь – апрель 2020 г.
Результаты за апрель заметно подпортили общую картину операционных показателей. Итоги за 4 месяца уже ниже на 35% показателя 2018 г., очевидно, что это ещё не предел.
- Пассажиропоток обвалился на 95% по сравнению с апрелем 2018 г. То есть на основании этого показателя можно констатировать практически полную остановку пассажирского авиасообщения. Падение пассажиропотока на 34 % началось уже в марте.
- Пассажирооборот в апреле снизился в 12 раз, показав падение ещё в марте. В целом, за 4 месяца пассажирооборот снизился на 35%.
- Показатель грузооборота планомерно рос первые 3 месяца 2020 г., превышая результаты за этот же период прошлого года, однако в апреле произошел серьёзный спад на 57% до 47,4 млн ткм. Грузооборот по итогам 4-ёх месяцев пока снизился на 6% до 354,3 млн ткм.
- Количество рейсов в апреле 2020 г. уменьшилось на 87% до 4 519, при чём, 91% всех рейсов составили перелеты внутри России. По итогам первых 4-х месяцев года, этот показатель упал на 25,4%. Группа провела оптимизацию полетной программы против запланированного расписания и снизила объемы выставленных креслокилометров в апреле на 90%. Оставшаяся часть операционной программы обеспечивала минимально необходимые полетные связи между Москвой и регионами.
- Вследствие этого, показатель занятости кресел значительно снизился, составив всего 35,4% по сравнению с 80,6% за апрель 2019 г. Это говорит о том, что в апреле было заполнено всего треть мест в салоне самолетов. За 4 месяца 2020 г. занятость кресел упала на 11,3%. Спад уже прослеживался в марте, когда ещё не были введены ограничения в нашей стране, но спрос на авиабилеты стал снижаться.
- Коммерческая нагрузка в апреле составила всего 36,6% против 67,1% прошлого года, за январь-апрель этот показатель составил 58,2%. Однако падение ещё будет сохраняться в ближайшие месяцы.
- Налёт по парку составил в апреле всего 12,1 тыс. часов, что в 8 раз меньше аналогичного периода 2019 г. По итогам 4-ёх месяцев самолеты налетали 280,6 тыс. часов, что на 26,5% ниже показателей аналогичного периода прошлого года.
К сожалению, это ещё не конец падения показателей. В мае операционные показатели будут ещё ниже. Оживление авиаотрасли прогнозируется только в июне месяце, однако говорить о восстановлении прежнего уровня основных показателей, в ближайшем будущем не придётся. Потребуется долгое время, чтобы вернуться к показателям прошлого года.
Дивидендная политика и анализ дивидендов
Дивидендная политика Группы, утвержденная в июле 2014 года, предполагает дивидендные выплаты в размере 25% от чистой прибыли по МСФО, при условии, что компания имеет приемлемую долговую нагрузку и средства на финансирование инвестиционной деятельности и гашение долга.С 2016 года компания строго платит 50% от чистой прибыли по МСФО согласно требованиям Правительства РФ по отношению к дивидендным выплатам госкомпаний.Прогнозируемая величина дивидендов за 2019 г. составит около 6,08 рублей на одну акцию, так как в 2019 год «Аэрофлот» заработал 13,5 млрд рублей, а объём выпуска составляет 1 110,6 млн акций. Однако окончательная позиция по выплате дивидендов за 2019 г. будет зависеть от решения государства, как недавно заявил в ходе телефонной конференции заместитель гендиректора компании по коммерции и финансам Андрей Чиханчин.
COVID-19
Очевидно, что меры, направленные на нераспространение коронавируса, нанесли огромный ущерб всей авиаотрасли. Операционные результаты за 4 месяца говорят о неутешительной картине, которая скажется и на финансовых показателях. В дополнение к остановке международных рейсов ограничения на передвижения по России и опасения пассажиров совершать перелеты повлияли на снижение показателей внутренних перевозок. В мае результаты будут схожими с апрельскими, указывая на полное приостановление пассажирских перелетов.
Вероятно, с июня показатели начнут «оживать». Авиакомпания «Победа» уже объявила о возобновлении внутрироссийских полетов с 1 июня. Кроме того, 8 июня вышло распоряжение правительства РФ, которое разрешает выезд в другие страны при предъявлении подтверждающих документов для поездок на лечение, на работу и учебу, для ухода за больными родственниками.
Несмотря на обнадёживающие новости, не стоит ждать быстрого восстановления пассажиропотока. По итогам 2020 г. «Аэрофлоту» не удастся догнать показатели прошлого года. Даже тот факт, что впереди летний сезон отпусков не даёт повода расслабиться, ведь часть потенциальных пассажиров уже отгуляли свои отпуска, многие люди столкнулись с существенным снижением доходов, а кто-то и вовсе потерял работу. Кроме того, всё ещё многие люди опасаются вируса COVID-19, предпочитая переждать это время, никуда не отправляясь. Всё это говорит об ощутимом снижении спроса, даже в самый прибыльный и популярный сезон.
Сфера деятельности по авиаперевозкам и аэропортовой деятельности включена в перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей экономики. Так, в мае 2020 года Правительством РФ выделено 23,4 млрд рублей на помощь российским авиакомпаниям. Первыми господдержку получили компании, принадлежащие Группе «Аэрофлот»: «Аэрофлот», «Россия» и «Аврора». Кроме того, Группа договорилась о реструктуризации и отсрочке платежей по лизинговым обязательствам со Сбербанком и ВТБ.
Оценка рисков
“ПРОТИВ” покупки:
- Государственные интересы могут стать превыше интересов прочих акционеров. 51,2% акций «Аэрофлота» принадлежат Росимуществу, а, это означает, государство может проводить свою политику, которая не будет выгодной для миноритариев.
- Падение спроса на авиаперевозки из-за пандемии коронавируса. Ликвидность компании будет исчерпана в течение 2020 года, а объем пассажирских перевозок «Аэрофлота» восстановится до уровня 2019 года в лучшем случае к 2023 году.
- Стратегические риски управления. Неэффективное управление и ошибки топ-менеджмента могут привести к ещё большему снижению финансовых показателей, или более долгому выходу из сложившегося кризиса в отрасли.
- Не ясная позиция по выплате дивидендов за 2019 г. В данный момент менеджмент «Аэрофлота» ждёт решения от государства.
- Высокий уровень долговой нагрузки, компания имеет отрицательный акционерный капитал.
“ЗА” покупку акций:
- «Аэрофлот» включен в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ России, а это означает, что компания может всегда рассчитывать на поддержку со стороны государства.
- «Аэрофлот» – крупнейший Холдинг, занимающий лидирующие позиции не только в России, но и в мире. Ситуация с коронавирусом рано или поздно стабилизируется, а это означает, что компанию впереди ждёт планомерный и постепенный рост.
- Акции «Аэрофлота» имеют потенциал роста. При благоприятном для акционеров развитии событий и восстановлении операционных и финансовых показателей до докризисных уровней, цена акций на бирже может значительно вырасти. Однако на это может потребоваться длительное время.
Итог
Группа «Аэрофлот» – стратегически важная для государства авиакомпания, являющаяся монополистом в сфере пассажирских и грузовых авиаперевозок. 51,2% компании владеет государство, что хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, это означает, что Группа всегда будет на плаву, в каких бы трудностях не оказалась (ситуация с COVID-19 демонстрирует это). С другой стороны, государство может диктовать свои правила игры, в том числе, и в дивидендной политике, которые не придутся по вкусу миноритарным акционерам.
Сфера деятельности «Аэрофлота» оказалась под жёстким ударом из-за мер, направленных на нераспространение коронавируса, сразу по нескольким фронтам: закрытие границ, падение спроса потребителей из-за опасности заражения вирусом, дополнительные расходы на соблюдение всех эпидемиологических условий, санитарную обработку. Ведь то, что авиакомпания дают зелёный свет на перелёты уже с 1 июня не говорит о быстром стабилизации операционных показателей. Скорее всего, первые месяцы к авиакомпаниям будут жёсткие требования по сохранению социальной дистанции (что грозит низким уровнем занятости кресел) и выполнения условий по дезинфекции помещений и воздушных судов.
Очевидно, что операционные и финансовые показатели за 2020 год будет провальными за последние несколько лет. Выход из этой сложной ситуации будет тяжелым и долгим. Однако не стоит недооценивать «Аэрофлот», ведь Группа обладает рядом неоспоримых преимуществ, делающих эту компанию серьёзным игроком на долгосрочную перспективу.
Таким образом, акции Группы «Аэрофлот» стоит рассматривать на перспективу ближайших 5 -10 лет. Бумаги данной компании могут оказаться перспективными только для долгосрочных инвесторов.
Материал не является инвестиционной рекомендацией или идеей и отражает личное мнение авторов.
Подписывайтесь на наши телеграм каналы и первыми читайте свежие разборы: