Найти в Дзене
Школьные дела

"Бабушковое" образование: о возрастном пределе для школьных учителей в РФ (моё мнение)

Оглавление

Пока не будем говорить о том, кто лучше научит и воспитает - женщина с опытом, молодая учительница или мужчина-педагог. Просто посмотрим правде в глаза: большинство российских учителей - сильно пожилые женщины.

Хочу сказать спасибо читателю, который своим комментарием замотивировал разобраться в этом вопросе.
Кажется, что эта женщина - потрясающий учитель. Доказательств нет, только внутренние ощущения (фото - twitter.com)
Кажется, что эта женщина - потрясающий учитель. Доказательств нет, только внутренние ощущения (фото - twitter.com)

Бабушковое образование

В чем причины? Это же феномен России, в Европе учителя в школах преимущественно молодые.

Причин несколько:

  • Низкая зарплата: молодые не спешат в школы, а пенсионеры могут хоть какой-то уровень жизни себе обеспечить, когда есть и зарплата, и пенсия.
  • Эта профессия затягивает. И с годами всё сложнее сменить работу, даже оставаясь в педагогике.
  • Многие подрабатывают репетиторством, а школа - как источник клиентов. В общем, уходить смысла нет.

Но главная причина, конечно, первая. И это общероссийская, глобальная проблема.

Хорошо или плохо?

Да, у человека есть большой опыт преподавания, но кажется, что тут как с вождением автомобиля: специалисты говорят, что через 10 лет стажа навыки идут на убыль, и причин тому несколько:

Фото - runaruna.ru
Фото - runaruna.ru
  • Самоуверенность и расслабленность
  • Нежелание поддерживать и поднимать квалификацию
  • "Замыленный" взгляд на происходящее
  • Первые возрастные изменения (реакция, точность действий)

Согласитесь, это применимо и к педагогам, только здесь сроки больше. Не 106 а, полагаю, 20-30 лет стажа - тот рубеж, после которого без активных действий (повышение квалификации и проч.), стагнации не избежать.

Ещё одна проблема - колоссальная разница поколений

Пожилым преподавателям трудно понимать детей, который принадлежат совсем другому времени.

Добавим сюда расшатанные за годы работы нервы, устаревшие подходы, меньше сил в целом, мозг, который работает уже совсем не так по понятным причинам, и мы получим довольно мрачную картину.

Фото - mirtesen.ru
Фото - mirtesen.ru
Да, полно исключений, возрастных педагогов, которые полны сил и энергии, которых обожают дети и их родители. Но, увы, это только исключения

Проблема в том, что дети получают не то общение и не то воспитание, которое им необходимо в наше время. Их не понимают, с ними не коммуницируют, для них вещают, а это "игра в одни ворота", что в современном образовании просто неприемлемо.

А вы что думаете на этот счёт? Нужен максимальный возрастной порог, дополнительная аттестация для учителей? Или просто поднять зарплаты и со временем всё придёт в норму?

Другие мои статьи:

  • Молодые учителя рассказывают о своих ошибках в работе, за которые бывает стыдно
  • Что не так с предметом "физкультура" в школах (мое мнение)
  • Учительница физики высмеяла троечника за правильно решённую задачу