...Возврат на круги своя невозможен, это все иллюзия. Свой ресурс сейчас доживает советская система культуры. Она, как старый запорожец, может развалиться в любой момент. Концертно-музыкальная жизнь вступает в эпоху цифровизации... Так прокомментировал результаты опроса, прошедшего в одной из социальных сетей, директор Информационного музыкального центра Владимир Логинов. Полный текст интервью читайте ниже.
Корр.: Владимир Анатольевич, результат сенсационный?! Пятая часть опрошенных допускает уход концертной жизни в виртуальную реальность. Кто мог в это поверить еще пару месяцев назад!
- Я не вижу в таком результате ничего сенсационного. Более того, уверен, что если бы выборка была более репрезентативной, еще большее количество людей обозначило бы свою готовность потреблять искусство именно в цифровом виде. Голосовали сегодняшние потребители, люди, которые находятся в зрелом или пожилом возрасте. Конечно, они не готовы к таким революционным изменениям. Они привыкли, что «театр начинается с вешалки». То есть театр – это определенная обстановка, атмосфера, и представить, что произведение искусства будет подано как-то иначе, очень тяжело.
Но наш мир переходит из эпохи информатизации в эпоху цифровизации. Что это значит? Любая информация, в том числе информация, которая выражается миром музыки, будет накапливаться в каких-то огромных виртуальных базах данных, и эти базы с помощью сети интернет будут доносить информацию до конечного потребителя. По большому счету, эпоха информатизации создала эту сеть, а эпоха цифровизации сделает эту сеть основным элементом нашей жизни.
- Доказательства?
Уже сейчас колоссальный сегмент рынка занят именно цифровой деятельностью. В современных условиях гастрольный тур может быть выгодным и эффективным, но также выгодна и эффективна может быть продажа музыки на международных сайтах и сервисах, их сейчас очень много, они активно развиваются, есть «Яндекс.Еда», а есть и «Яндекс.Музыка». Музыканты закачивают свои треки и продают свою музыку, в том числе академическую. Это первый момент. Второй момент – в силу сложившихся обстоятельств академической музыке очень тяжело найти своего слушателя, она испытывает огромный прессинг, она подпирается попсой, роком и так далее. Еще сложнее академической народной музыке. Ее конкуренты – скрипка, фортепиано, симфонические оркестры, которые имеют огромную историю. Что дает музыканту цифровая среда? Возможность найти своего слушателя. Можно разместить свой ролик на YouTube и его просмотрят, если это действительно интересная и качественная музыка, намного больше людей, чем в любом концертном зале, допустим, Самары.
А самое главное доказательство – выйти на улицу и посмотреть на молодых людей. А потом зайти в зал филармонии и поискать молодых людей там. Много молодежи в филармонии? Теперь приглядимся к молодым людям, которых видим на улицах. Они почти всегда в наушниках! Они потребляют информацию, в том числе и музыку, через гаджеты. И этот воткнутый в ухо наушник и есть реально существующий путь музыканта к молодой аудитории.
- Как скоро, по вашим прогнозам, наступят эти революционные изменения?
Сложно прогнозировать. Современная цифровизация в нашей стране имеет экономико-управленческую природу, перед ней стоят глобальные задачи: управление социумом, управление экономическими процессами. Если сфера академической культуры будет восприниматься правящим истеблишментом как средство воздействия на людей, то все разовьется очень быстро. Если правящий истеблишмент посчитает, что академическая музыка – это атавизм, и ей пора отмирать, все будет тянуться еще очень долго. Но возврат на круги своя невозможен, это все иллюзия. Свой ресурс сейчас доживает советская система культуры. И она, как старый запорожец, может развалиться в любой момент. Оставшаяся со времен СССР система музыкального образования, концертных залов и площадок современной властью не реставрировалась и не реформировалась. И здесь надо отдать должное советской модели культуры, она проявила потрясающую живучесть. Много лет нет советской власти, много лет музыкальное образование находится в диких для него условиях компетентностного подхода, который у профессионалов вызывает только смех. Музыкальные коллективы, особенно провинциальные, вынуждены гастролировать по городам и весям с очень небольшой аудиторией. Не молодеет зритель академического искусства, в основном это люди пожилого возраста. Но сама система пока как-то еще существует.
- Может быть все эти революционные изменения, спусковым крючком которых стала самоизоляция и все, что с ней связано, это шанс для академического искусства?
Любая революция – шанс, но при этом надо понимать, что революционные методы чреваты серьезными проблемами. Это катастрофические процессы. Это не эволюционный подход, это не подход модернизации. Надо, чтобы мгновенно появились новые музыканты, которые смогут работать в этих условиях – выступать не перед живым залом, а перед виртуальной аудиторией, надо, чтобы появились новые менеджеры, которые помогут музыкантам эту аудиторию найти. И все это должно произойти одномоментно! Конечно, сделать это все без перегибов, без катастрофических результатов будет очень сложно.
Наш Информационный музыкальный центр сейчас находится в процессе жесткого эксперимента. В мае должна была состояться премьера музыкально-художественного представления «Русь изначальная». Большой сводный коллектив музыкантов, современная академическая музыка, танцевальная составляющая, яркие костюмы… Начало пандемии совпало с разгаром репетиционного процесса. Самоизоляция. Отмена договоренностей с концертными площадками, репетиции частично переведены в он-лайн, частично заморожены. Но бесконечно ждать у моря погоды тоже нельзя. Мы решили идти до конца, отыгрывать ситуацию по полной программе. Премьеры в реальном мире не будет. Живых зрительных залов тоже. Мы сделаем фильм и будем искать аудиторию для него через интернет. Для реализации проекта «Русь изначальная» на YouTube создан одноименный канал, посмотреть постановку можно будет и в соц.сетях. Рискованно, страшно, но мы совершенно сознательно идем на этот шаг. Посмотрим, что получится.
P.S. Интервью с Владимиром Логиновым, директором Информационного музыкального центра, записано в условиях самоизоляции 1 июня 2020 года. Он-лайн премьера представления "Русь изначальная" должна состояться в июле 2020 года. Подписывайтесь на наш канал, мы будем отслеживать судьбу этого проекта.