Здравствуйте, дорогие читатели моего канала извините за долгое отсутствие статей и сегодня мы отодвинемся от истории древнего мира и средневековья и перенесемся в XX век, а точнее во времена Финской войны. Сегодня будет рассказ про выдающегося снайпера Симо Хяюхе.
А точнее я расскажу не только про его результативность но и вообще всю его историю с самого детства:
Детство Симо проходило в селении Раутъярви Выборгской губернии, недалеко от Иматры (сейчас рядом граница с Россией) в семье крестьян. Был седьмым ребёнком из восьми детей. Ходил в народную школу в Миетиля и со старшими братьями работал на земле. В семье любили рыбачить и охотиться.
Сразу по достижению семнадцати лет вступил в ряды местного охранного отряда, где и начал тренировать снайперской стрельбе и удачно показал себя в соревнованиях снайперов среди Выборгского отделения этой организации.
Военную службу начал в 1925 году в Финской армии в городе Райвола ( сейчас поселок Рощино Ленинградская область), но самое интересное он начал служить в велосипедном батальоне( о таких батальонах я напишу позже)
Позже поступил в школу унтер-офицеров и окончил её унтер-офицером первого велосипедного батальона в Терийоки. Снайперскую подготовку Хяюхя получил более чем через 9 лет службы в крепости Утти в Коувола. Во время Советско-финской войны (1939-1940) был назначен снайпером. Хяюхя служил в том числе и при битве в Колла, в шестой роте 34-го пехотного полка так же здесь заметили, что Хяюхя также чрезвычайно умело использует пистолет и автомат.
За три месяца участия в боях, вплоть до ранения, Хяюхя уничтожил около 500 солдат противника огнем из винтовки и еще более 200 из пистолета и автомата. Количество убитых советских солдат бралось в подсчёт со слов самого снайпера и при подтверждении товарищей, считались только убитые наверняка. Не бралось в расчёт, когда по одной цели стреляло несколько снайперов.
По свидетельству Роберта Брантберга, за один только день 21 декабря 1939 года Хяюхя застрелил рекордное количество — 25 советских солдат. За три первых декабрьских дня общий счёт был 51 солдат. Окончательный итог назвать невозможно, поскольку трупы оставались на советской стороне.
Ранение Хяюхя получил 6 марта 1940 в Колла. Разрывная пуля попала ему в левую половину лица. Нижняя часть его лица была изуродована и челюсть раздроблена. Хяюхя эвакуировали в бесчувственном состоянии в тыл, и очнулся он лишь 13 марта 1940 года, в день окончания войны. После ранения Хяюхя в войсках распространилась молва, что он умер от ран. Он лечился в Ювяскюля и в Хельсинки. Ранение требовало после войны длительного ухода и частых операций. Челюсть восстановили взятой из бедра Хяюхя костью. В следствии ранения Хяюхя не взяли на войну 1941-1944.
Одна из интересных вещей которую нужно рассмотреть это тактика:
Хяюхя использовал предназначенное для охранных корпусов снайперское оружие — винтовку М/28 или «пюстюкорва» — «шпиц» (под номером 60974).
В отличие от снайперов противника предпочитал стрелять с открытого прицела. Таким прицелом можно было быстрее поймать цель в отличие от оптического прицела, чьи стёкла легко покрывались инеем зимой. Блеск линз также зачастую выдавал расположение снайпера. Применение оптического прицела вынуждало снайпера держать голову на несколько сантиметров выше, что значительно повышало риск быть убитым.
Есть сведения, что помимо винтовки он использовал пистолет пулемет Suomi-konepistooli M/31 (KP/-31, Suomi KP) .
Хяюхя также развил снайперскую технику и тактику в подходящих зимних условиях. Он, например, замораживал водой наст перед стволом винтовки, чтобы при выстреле снег не взлетал, держал снег во рту, чтобы пар от его дыхания его не выдал. Толстая одежда выравнивала пульс и дыхание. Пользой для Хяюхя был и его маленький рост — 152 см — ему было легче спрятаться.
После войны Симо Хяюхя работал земледельцем в Руоколахти (Южная Карелия). Он занимался разведением собак и охотой:
поохотиться с ним вместе на лося приезжал и президент Урхо Кекконен.
Когда у Хяюхя спросили в 1998 году, как из него вышел такой хороший снайпер, он ответил лаконично, одним словом: «Тренировка».
По характеру он был скромным человеком, никогда не возвышал себя и не хвастался своими заслугами. Он очень редко давал интервью и упоминал о сделанном лишь при необходимости.
Хяюхя работал долгое время в составе руководства общества Братства Битвы при Колла. Последние годы он провёл в Хамине, в доме-хосписе для ветеранов. Незадолго до его 96-летия на вопрос журналиста, чувствовал ли он, когда стрелял, угрызения совести, Хяюхя ответил отрицательно.
«Я делал то, что приказывали, и так хорошо, как только мог».
Спасибо за просмотр, желаю хорошего настроения. Не забудь те подписаться на канал и поставить лайк. Если хотите что то добавить или опровергнуть мои мысли жду в комментариях буду рад выслушать вашу позицию! Так же подписывайтесь на мой паблик вконтаке под названием история полезна.