Найти тему

Камикадзе. Как японцы воевали за Родину и Императора.

Оглавление

Японские летчики "камикадзе" гибли за Родину и императора, врезаясь своими самолетами в борта американских кораблей. Посылавшие их на смерть генералы сочли их эффективными, поэтому был расширен арсенал оружия самоубийства, которое должно было остановить американцев. В последние месяцы войны японские солдаты-самоубийцы нападали на врага не только с воздуха, но и из воды, из-под воды,с земли и даже... из-под земли.

Япония была единственной страной, участвовавшей во Второй мировой войне, которая отправила в бой организованные подразделения солдат-смертников. Немцы в конце войны тоже рассматривали такой шаг и даже сформировали авиационную эскадрилью (Rammkommando Elbe), но на ее использование в более широких масштабах не хватало согласия Гитлера, времени и топлива.

Японцы пошли намного дальше. Их пилоты-самоубийцы участвовали в бою и выполняли свои миссии до последних дней войны. Интересно, что японским оружием самоубийства были не только самолеты, но и взрывные катера, одноместные торпеды, танки и даже оплетающие тело солдат ремни со взрывчаткой, известные сегодня как "пояса шахида".

Готовясь к вторжению американцев на острова Японии, формировались отряды дайверов-самоубийц, ожидающих возможности атаковать под водой, в специально построенных подводных убежищах! Они должны были создавать подвижные подводные минные поля. Из японского оружия самоубийц первыми были использованы самолеты "Камикадзе"

Япония в обороне!

С 1943 года у союзников стало лучше в войне с Японией на Тихом океане. После нескольких выигранных ВМС США морских сражений началось сухопутное наступление, и американские дивизии в кровопролитных боях захватывали остров за остров, медленно продвигаясь вглубь огромной территории, занятой в 1942 году японцами.

Отчаянные молодые японские офицеры, желающие любой ценой остановить американцев, уже в 1943 году предложили использовать несколько видов оружия самоубийства – речь шла о живых торпедах и самолетах самоубийц. Однако тогда еще был шанс остановить американский флот обычным оружием, поэтому эти идеи встретили противодействие высшего командования и самого императора. До поры, до времени…

В битве в Филиппинском море 19-20 июня 1944 года японцы потеряли три авианосца: Шокаку, Тайхо и Хийо и 315 самолетов. Американцы не потеряли ни одного корабля и зафиксировали потерю "всего" 123 самолетов. Победа решительно склонилась в сторону американцев. В Японии было принято решение о принятии радикальных мер-началось формирование добровольческих отрядов-самоубийц.

Дело рассматривалось "профессионально", начиная с проектирования специальных самолетов для "камикадзе".Так как из экспериментов следовало, что самолеты, поражавшие палубы американских кораблей, должны были иметь мощный взрывной заряд, чтобы их атака была эффективной и закончилась тем, что корабль был выведен из боя, а в идеале – потоплен. Командование хотело, чтобы атаки "камикадзе" были эффективными. Если летчик должен был погибнуть, он должен был нанести как можно больше потерь противнику.

Камикадзе во время нападения на американский корабль
Камикадзе во время нападения на американский корабль

Следует помнить, что японское представление о войне было совершенно иным, чем европейское. Согласно самурайскому кодексу "Бусидо", смерть в бою была славной, а погибший становился героем и образцом подражания для других. Ни в какой ситуации, даже крайне безнадежной, не допускались исключения ни для одного солдата. Взятие в плен позорило солдата и его семью. В случае,когда заканчивались боеприпасы, солдаты должны были провести штыковые атаки. От офицеров ожидалось вести солдат(и себя) на верную смерть.

Солдаты морской пехоты США, сражавшиеся с японцами на островах Тихого океана после битвы на Гуадалканале, прекрасно знали ужас ночных нападений, и крик "Банзай" (ура) был худшим что можно было услышать. Они знали, что японцы, прижавшись к стенке, выбегут из разрушенных бункеров, укрытий и специально подготовленных подземных туннелей для проведения кровавой атаки на позиции морских пехотинцев. В большинстве случаев это были самоубийственные штурмы, но их еще не называли "камикадзе". Этот грозный термин появился на много позже.

Камикадзе-"божественный ветер"

Слово "камикадзе" означает на японском языке "божественный ветер". Так назывались тайфуны, которые дважды, в 1274 и 1281 годах, уничтожали флот монголов, шедших в сторону Японии. Японцы сочли это доказательством Божественной заботы о своей стране. Генералы, которые во время Второй мировой войны решили отправить летчиков-смертников в воздух, рассчитывали, что их самолеты сметут с моря американские корабли, так же как "божественный ветер" уничтожил монгольский флот.

Официальное название отрядов самоубийц во Второй мировой войне было:"Tokubetsu Kоgekitai" или "Отряд специальных атак Божественного Ветра". Термин "Токко" также использовался для обозначения атак солдат-смертников, и пилоты спецназа называли себя "Шинпю-токкотай". Первым "камикадзе" был контр-адмирал Масафуми Арима, командующий 26-м воздушным флотом на Филиппинах, который 14 октября 1944 года попытался разбить свой самолет - бомбардировщик Yokosuka D4Y Suisei о палубу американского авианосца. Стоит отметить, что в этом случае командир сам пошел в атаку, показав пример своим солдатам вместо того, чтобы отдавать приказы из глубокого тыла.

Крупномасштабная атака произошла 25 октября 1944 года во время битвы в заливе Лейте, когда девять истребителей Mitsubishi A6M2 Zero атаковали американские корабли. Эскортный авианосец USS St. Lo был сбит самолетом, вооруженным бомбой, и затонул через 30 минут. Пилотом этой суицидной машины и одновременно исполнителем первой результативной атаки "камикадзе" был 23-летний Юкио Секи. Погибли 113 моряков из экипажа корабля численностью 889 человек.

Для моряков ВМС США "камикадзе" были проклятием и угрозой гораздо большей, чем немецкие подлодки, охотившиеся в Атлантике в начальный период войны. В портах и на кораблях рассказывали душераздирающие истории о заполненных топливом и бомбами самолетах, врезавшихся в палубы американских авианосцев, линкоров и эсминцев. Сохранилось несколько фильмов, снятых во время таких нападений, и по сей день они производят потрясающее впечатление.

Флаг Камикадзе
Флаг Камикадзе

Удар самолета-самоубийцы вызывал пожары и взрывы на борту пораженного корабля, и каждая успешная атака означала сотни тяжелораненых, обожженных и десятки убитых. Большинство кораблей, попавших под "камикадзе", удалось спасти, но их пришлось отправить в порты на многомесячный ремонт.

Остановите Американцев!

В 1944 году успехи американских войск в Тихом океане становились все более продвинутыми, а поражения императорской армии становились все более впечатляющими. Американцы захватили небольшие атоллы и большие острова, несмотря на отчаянную оборону японской пехоты. Техника и логистика выигрывали с фанатизмом. Даже прекрасно построенные бункеры и убежища, замаскированные растительностью, оборудованные подземными туннелями и обильно снабженные боеприпасами, были стерты огнеметами, зажигательными бомбами или обстреляны тяжелой артиллерией.

Использовалась тактика "Никкау", то есть человеческие мины. Солдаты, увешанные взрывчаткой, которую несли на поясе и в рюкзаке, бросались между гусениц танков и вместе с ними взрывали. Такого рода акции состоялись во время боев на Филиппинах в 1944 году, а также на Иво-Джиме и Окинаве в 1945 году.

Последствия нападения камикадзе
Последствия нападения камикадзе

Против американских танков даже использовались танки-камикадзе! Это произошло на острове Лусон (Филиппины), где генерал Томоюки Ямашита приказал совершить теракты с использованием танков "Тип 97" и "Типа 95". На переднюю броню танков был установлен мощный взрывной заряд, который должен был взорваться при столкновении с вражеской машиной. Атака, произошедшая 17 апреля 1945 года, оказалась безуспешной. Японские танки, правда, протаранили американские M4 Sherman, но взрывчатка не взорвалась.

Кровавая Иводзима

С приближением американцев к архипелагу Японских островов, бои все чаще затягивались. Иногда требовалось несколько дней, чтобы немного продвинуться. Битва за Иводзиму, запланированная на неделю, длилась более месяца (19 февраля-26 марта 1945 года), и многие защитники продержались в укрытиях до апреля и мая.

В боях за Иводзиму японцы использовали сеть туннелей внутри горы Сурибати, а также вырытых под оборонительными позициями в остальных частях острова. Японцы прятались в туннелях днем и выходили на улицу ночью, часто уже на территории, занятой американцами.

Затем раздавались грозные крики "Банзай", и из темноты появлялись готовые к смерти солдаты императора со штыками, посаженными на винтовки Арисака, и их командиры с саблями или самурайскими мечами в руках. Как раз во время боев на Иводзиме американские солдаты сообщали, что японцы стреляли по ним даже "из-под земли". Японцы закапывали товарищей в небольшие одноместные убежища, которые невозможно было заметить, пока спрятанный в них солдат не начинал стрелять.

Американцы в конечном итоге нашли простой способ для ночных атак самоубийц. В отряде появились сторожевые псы, чаще всего доберманы, которые рычанием и лаем предупреждали спящих солдат, когда происходило что-то тревожное. Штурмующих отчаянных останавливали плотным огнем из пулеметов. Однако к тому времени, когда остров был захвачен, американцы потеряли в ночных штурмах несколько сотен солдат. За всю битву за Иводзиму погиб 6821 американец (для сравнения, в боях на пляже Омаха во время десанта в Нормандии американские потери составили 3 тысячи убитыми и ранеными).

Летающие бомбы "Оха"

Самолеты "камикадзе", живые мины "Никкау" и самоубийственные штыковые атаки были лишь предвестником более широкой стратегии действий самоубийц, которую готовили в Токио. В первую очередь в воздушный арсенал "камикадзе" была включена управляемая летающая бомба типа MXY7 Okha с ракетным двигателем.

Идею создания такого оружия озвучил еще в 1942 году транспортный пилот Мицуо Охта. Его проект долго игнорировали и "раскопали" лишь весной 1944 года. Учитывался тот факт, что строительство пилотируемой металло-деревянной летающей бомбы это намного дешевле, чем строительство самолета-истребителя, использование которого должно было быть и так "одноразовым".

Бомба MXY7 Ohka
Бомба MXY7 Ohka

Бомба "Оха" должна была транспортироваться бомбардировщиком G4M2e, летевшим на большой высоте. Потом бомба отцеплялась от корпуса и направлялась к месту назначения. На последнем этапе полета, чтобы не быть сбитым, летчик-смертник запускал реактивные ускорители, подвешенные под крыльями, что давало машине скорость 870-965 км/ч в пикировании. Такая скоростная бомба должна была ударить по палубе или стороне вражеского корабля. Вы можете себе представить, каковы были последствия взрыва, зная, что боеголовка бомбы "Оха" весила 1200 кг.

К счастью для американцев, большая часть бомб "Оха" была уничтожена на суше – еще на стадии производства, или на море – во время транспортировки, или еще до начала боевого полета – на аэродромах. "Янки", наученные опытом работы с "камикадзе", научились вести внимательную радиолокационную разведку и постоянно держать в воздухе воздушные патрули ближнего и дальнего радиуса действия. Абсолютное господство в воздухе позволяло американцам сбивать самолеты "камикадзе" далеко от цели. Было также перехвачено большинство бомбардировщиков, несущих бомбы "Оха", прежде чем они достигали позиции, позволяющей им сбрасывать бомбы-самоубийцы.

Камикадзе на воде и под водой

Когда внимание американских моряков было сосредоточено на небе, опасность могла наступить и из воды, и из-под воды. Постоянно угрожали миниатюрные и обычные японские подводные лодки, способные наносить неожиданные и тяжелые удары (например, потопить крейсер USS Indianapolis).

Некоторые крупные подводные лодки несли на своих палубах торпеды-самоубийцы под названием "Кайтен" (поворот к небесам). Это были переоборудованные торпеды, в которых размещались отсек для штурмана, навигационная аппаратура и перископ. Они были приняты на вооружение осенью 1944 года. Одна подводная лодка перевозила до шести "Кайтен", и их отстыковка могла происходить под водой.

Подготовка к атаке самолетов Mitsubishi A6M Reisen
Подготовка к атаке самолетов Mitsubishi A6M Reisen

Перед отсоединением торпед их пилоты переходили от подводной лодки к своим каютам и отправлялись на охоту. Пилотируемые торпеды имели длину 15 метров, скорость 42 узла, дальность 12 морских миль и боеголовку весом 1500 кг. Ведущий торпеду теоретически имел возможность покинуть кабину, прежде чем попасть в цель, но это было маловероятно.

"Кайтен" впервые использовали 20 ноября 1944 года, но эта уловка успеха не имели. Они использовались в бою до конца войны с незначительными последствиями. "Кайтен" легко выходили из строя, и из-за небольшого погружения их могли заметить и уничтожить самолеты. При плохой погоде и большой волне добраться до цели было очень трудно, и вернуться на борт корабля-носителя тоже не было шансов. Поэтому большинство пилотов "Кайтен" бесследно погибали в море. Люди-торпеды уничтожили только два корабля: танкер "Миссиссинева", потопленный 20 ноября 1944 года, и эсминец "Андерхилл", потопленный 24 июля 1945 года. Несколько других американских кораблей были повреждены "Кайтен", но были потеряны до восьми крупных подводных лодок, перевозивших их.

Моторные лодки-самоубийцы

Еще одной идеей японских штабистов было использование взрывных катеров типа "Шиньо" ( морское землетрясение). Кроме того, они принадлежали к оружию самоубийц, потому что ведущий их моряк имел мало шансов выжить. Его задачей было врезаться в борт американского корабля.

В носах моторных лодок "Шиньо" помещалось 300 кг взрывчатки, чего вполне хватало, чтобы пробить большую дыру в борте авианосца или десантного корабля. Чтобы увеличить шансы экипажа моторной лодки добраться до цели, некоторые версии моторных лодок были вооружены ракетами "вода-вода" калибра 120 мм с осколочно-зажигательной боеголовкой. Ракеты должны были в первую очередь создавать много грохота и дыма, тем самым создавать впечатление, что они являются основным оружием подразделения.

Преимуществом моторных лодок-самоубийц были их небольшие размеры, вес и простота изготовления. Они могли строиться на небольших промышленных предприятиях, заводах и частных верфях. Фюзеляж был деревянным, а для привода использовались автомобильные двигатели марки Toyota. О масштабах производства свидетельствует 6200 экземпляров "Шиньо" к концу войны. Около 400 моторных лодок были доставлены на Окинаву и использованы в бою.

Они потопили и повредили 11 американских кораблей, в основном десантные баржи и вспомогательные подразделения. Остальные лодки "Шиньо" оставили на Японских островах, где ждали американского десанта. Планировалось, что они совершат неожиданную атаку на закрепленные неподалеку от суши корабли флота вторжения и остановят "американских варваров", прежде чем они ступят на "священную японскую землю". Лодки-самоубийцы должны были атаковать в первую очередь ночью и в условиях плохой видимости.

Если бы "Шиньо" не остановили корабли, подходившие к берегу, то была бы использована еще одна морская линия обороны. Фукурю (Крадущийся дракон), то есть водолазы-самоубийцы. Была произведена подводная подготовка шести тысяч человек, которых оснастили скафандром, брюками и водолазными сапогами, а также шлемом. К августу 1945 года была произведена тысяча кислородных аппаратов, а к сентябрю их должно было быть готово уже 8000! Подразделения "Фукурю" должны были достичь боевой готовности в октябре.

Mitsubishi A6M5 Reisen-японский истребитель часто ассоциируется с камикадзе
Mitsubishi A6M5 Reisen-японский истребитель часто ассоциируется с камикадзе

Водолазы, защищавшие побережье, были вооружены штурмовой миной, расположенной в конце длинного шеста. Первую линию обороны "Фкурую" составляли обычные морские мины, ближе к берегу должны были ждать три ряда водолазов на расстоянии 60 метров друг от друга.

Чередование водолазов мешало кораблям подходить к берегу, не "насаживаясь" на подводный шест со взрывчаткой на конце. Проводились даже эксперименты по созданию подводных укрытий, например, с использованием бетонных труб, в которых "крадущиеся драконы" могли прятаться в ожидании удобного момента для атаки или переждать взрывы мин. Первое подразделение "Фукурю" было сформировано летом 1945 года в Йокосуке. Эти войска должны были защищать Токийский залив и пляжи острова Хонсю. Во время основного американского десанта на острова планировалось использовать 40 тысяч водолазов-смертников.

Камикадзе против атомной бомбы

Как в итоге выяснилось, авиационные атаки японских летчиков-смертников были малоэффективны. В авиаударах "камикадзе" погибли почти 4 тысячи японских летчиков, которые потопили 56 и повредили 368 американских плавсредств. Оставшееся "оружие самоубийц" потопило еще около 30 кораблей. Боевая эффективность была, но пропагандистский эффект, особенно впечатление, произведимое на противника было огромным и прямо-таки разрушительным. К сожалению, операции "камикадзе" были косвенной причиной сброса атомных бомб на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Американское командование планировало на осень 1945 года начать операцию "Даунфолл" – десант на Японские острова. Ожидалось жесткое, длительное сопротивление. Предполагалось, что ожесточенные бои на больших японских островах: Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку продолжатся до 1947 года.

Американские штабисты ожидали огромных потерь во время высадки и последующих боев на островах. В основной части операции вторжения, намеченной на 1 марта 1946 года должно было принять участие более миллиона американских солдат и 190 тысяч боевых машин. Наиболее "пессимистичные" прогнозы США предусматривали, что в боях за захват всего архипелага Японских островов американская армия потеряет от 1,7 до 4 млн солдат (в том числе от 400 до 800 тыс. убитых).

Во время Второй мировой войны погибло около 400 тысяч американцев. Потерять еще 400 тысяч Соединенные Штаты не могли себе позволить, поэтому президент Гарри Трумэн решил использовать оружие, которое должно было напугать японцев и убедить, что дальнейшая борьба бессмысленна и может означать гибель всей нации. Это оружие было атомной бомбой. Действительно, это произвело ожидаемый эффект-Япония капитулировала. Но это совсем другая история.

Последним пилотом камикадзе был адмирал Матоме Угаки, один из создателей японских отрядов-самоубийц. 15 августа 1945 года он отстегнул знаки различия и награды от мундира и сел в самолет, на котором полетел в сторону американского флота. Его миссия была тщетной, американцы не зафиксировали в тот день потерь в результате атак "камикадзе"...