Девчонкам нравится читать про себя. Кто постарше, уже оглядывается назад, в детство. Как героиня одной из книг в этом обзоре: “Раньше меня все любили, у меня было много подруг и все – лучшие! А теперь я одна во всём мире”. Ощущение одиночества начинается ещё в школе – и уже на всю жизнь. Но это вовсе не плохо, это же хорошо! Знаете, почему? Потому что если бы не оно, откуда бы тогда взялась настоящая дружба? Начнём издалека: с первого класса, и постепенно дойдём до старших девочек. Тем более, что уже в начальной школе важно и интересно прикинуть: какой я стану? Какой будет моя жизнь?
Фрида Нильсон. Хедвиг наконец-то идёт в школу
Хедвиг мечтает поскорее пойти в школу – домик её родителей стоит в таком глухом месте, что и поговорить не с кем. В школе-то она заведёт себе друзей! И точно, заведёт. Ох уж эти первоклассники со своей бурной жизнью! Никогда не угадаешь, из каких мелочей может выйти история. Не предскажешь, соломки не подстелешь, и всё, что остаётся – смеяться и плакать вместе с этим подросшими детьми, любить и обнимать.
Момент, на который стоит обратить внимание: взрослые рядом с Хедвиг. В Швеции принято с большой любовью обращаться с детьми, прислушиваться к их мнению – и стараться понять. Но это не значит, что здесь тишь да гладь! Хедвиг, её друзьям (и не друзьям), учителям и родителям предстоит много приключений!
То, что нужно тем, кому скоро в школу – и их родителям.
Кстати, во второй книге мы увидим Хедвиг уже второклассницей.
Фрида Нильсон. Хедвиг совершенно не виновата!
Первый учебный год кончается и оказывается, что все страшные драмы не такие уж страшные. Это сущие мелочи. По сравнению с тем, что будет во втором классе.
Потому что во втором классе уже не просто человек, член общества! И среди девочек класса то и дело что-нибудь входит в моду. Тренд сезона – верховая езда.
Хедвиг совершенно не виновата, что напридумывала такие байки – круче сериала! У всех своя лошадь (по крайней мере, Хедвиг кажется, что у всех), а папа взял и подарил ей осла. Как будто он не знает, как смеются над теми, у кого всё не как у людей. А главное – ведь это лошадь, мечта, настоящее чудо. Вот как раз мечтательность и завела Хедвиг в дебри собственной выдумки. Все хотят увидеть её удивительного соседа – владельца трёх белых лошадей. И теперь нужно как-то выкручиваться.
Фрида Нильсон. Хедвиг и ночные жабы
Оказывается, жизнь может быть по-настоящему грустной - болеет и угасает любимая бабуля. Взрослые, оказывается, не всегда держат своё слово. А вот Хедвиг скоро превратится в подростка - осталось чуть-чуть! Её мечта о соседях с детьми, чтобы было, с кем играть, сбывается как-то совершенно неправильно: новыйзнакомый - какой-то непонятный. Кажется, вообще противный - но это ещё нужно разобраться. Но вот что совершенно ясно - так это то, что Стейк втянул Хедвиг в историю. Как теперь выручить мамин фотоаппарат из дома страшного-престрашного соседа?
Самая хулиганская часть цикла про Хедвиг. Речь здесь об умении защищать свои границы, чтобы не попасть под чужое влияние. Но и не спешить с выводами! Ведь на самом-то деле у всех свои недостатки! И чего больше - хорошего или плохого? И, конечно, это разговор о любви - о том, что те, кого мы любим, всегда берегут нас, и всегда остаются в нашем сердце.
Жюльен Нель. Лу! Чепуховый дневник
Сложно даже сказать, чья мечта сбывается в этом комиксе: девочек-подростков или их мам? Кто не мечтал жить с мамой как лучшие подружки и даже иногда меняться ролями? Ну а если серьёзно, то эти нынешние взрослые... нет, нынешние дети. Так, серьёзно не получается. Попробуем ещё раз. Всё смешалось в этом комиксе – дневнике Лу, которая живёт со своей мамой-геймером и писательницей. Эту маму нужно вовремя вытаскивать из-за компьютера, чтобы она хоть иногда дышала воздухом, спасать от кулинарных катастроф, и периодически пытаться устроить её личную жизнь. В общем, Лу взрослее своей мамы. А иногда мама вспоминает, что надо быть Хорошей Мамой!
Но что бы ни случилось, они поддерживают друг друга. Как умеют.
Ужасно смешная, трогательная книжка, которая пригодится и для спасения в трудный момент, и для беззаботных дней летних каникул, и в дороге, да и вообще везде!
«Я хотел сделать такой комикс про обычную девочку, чтобы моя дочь, взрослея, узнавала в ней себя», —говорит Жюльен Нель, автор этих историй. Лу! Чепуховый дневник» — первый том суперпопулярной во Франции серии рисованных историй про 12-тилетнюю девчушку Лу и ее маму. Книги про Лу издаются в разных странах вот уже 15 лет.
Аннетте Херцог. Пссст! Кто я?
Мы застаём Виолу – ей 12, за размышлениями о том, что ей стало не с кем поделиться мыслями, чувствами и вопросами, на которые не так уж просто ответить. В отношениях с окружающими всё изменилось, хотя и сложно объяснить, что именно произошло. Теперь её никто не понимает. Вот так и выглядит подростковое одиночество, и это тот случай, когда всякие слова: “все через это проходят”, “у меня было так же” и прочее – не нужны. Девочка-подросток просто обидится, что её чувства считают обычными и не такими уж драматическими. Поэтому героиня Аннетте Херцог рассказывает свою историю при помощи комикса. Девичий альбом с афоризмами и “мудрыми мыслями”, рисунки, наклейки, дневниковые записи самой Виолы, значки, фотографии, билеты на концерт, такой знакомый беспорядок в комнате – всё это передаёт состояние Виолы, рассказывает о её жизни кратко, ёмко, лаконично, а факты вроде развода родителей – как бы сами угадываются. И получается всё то же самое – взрослый автор успокаивает девочку-подростка, что она не одна, это нормально, это у всех так – но на другом языке. Подростки чувствительный народ, малейшая нота снисходительности, взрослого самодовольства вызывает взрыв. Да и не нужно так. Что подросткам с того, что у кого-то всё уже за плечами, они-то переживают это сейчас!
Утешающая книга с хорошим финалом, в который превращается факт: ты такая не одна. Главное – только ты решаешь, какой тебе быть. И не бояться идти против всех, когда нужно.
Кирстен Фукс. Свора девчонок
Девчоночья робинзонада Кирстен Фукс – и гомерически смешная, и безжалостно правдивая. Да, нам хотелось бы, чтобы девочки были милыми, и добрыми, с лёгким характером и без фокусов. Но таких, к сожалению, не бывает. По крайней мере, в реальности. Кирстен Фукс не стала приглаживать ни характеры своих героинь, ни современную жизнь с её модой защищать детей от всего на свете. Её Шарлотта в свои пятнадцать искренне полагает, что “свобода – это для кого-то вроде животных”, и её вполне устраивает, что все важные решения принимает мама. Хоть и делает вид, что это не так. Знакомо, да? Ну, а дальше история с летним лагерем для девочек превращается в авантюру с побегом и выживанием большой девичьей... свора – верное слово. Оно вот откуда: девчонки сбежали из летнего лагеря на угнанном фургоне с собаками. И поселились в заброшенной штольне.
Здесь, в лесу, им предстоит самим устраиваться, добывать необходимое и делить его на всех, устанавливать собственную иерархию отношений, отстаивать собственное место в этой иерархии и не поубивать др... как это говорят – уметь работать командой.
Потому что взросление – а это и есть свобода – начинается именно с умения общаться. И ладить с теми, кто оказался рядом, хотя все очень разные.
История каждой девчонки – ключ к её характеру. В некоторых мы узнаем себя. Или своих знакомых.