Найти в Дзене

60 лет исполнилось SAAB-96, успешному и оригинальному автомобилю.

Появившийся в 1960 году SAAB-96 был эволюционным развитием моделей SAAB-92, SAAB-93 и SAAB-95, но при этом стал гораздо успешнее предшественников. Он стал первым по-настоящему коммерчески успешным автомобилем компании. Производство модели стартовало 17 февраля 1960 года. Модель развивала идеи, заложенные в предыдущих моделях – тот же компактный обтекаемый кузов, передний привод, 3-цилиндровый двигатель. Технически и внешне модель несильно отличалась от SAAB-93F, появившейся за несколько месяцев до этого. Над кузовом трудился дизайнер Сикстен Сасон, который внес некоторые штрихи и обновил кузов в соответствии с последними тенденциями. Навеска дверей наконец стала нормальной – петли находились спереди. Заднее стекло заметно увеличилось в размерах и стало панорамным, здорово улучшив обзор назад. Основные кузовные панели остались неизменными. Вид спереди почти не изменился по сравнению с предшественником. Немного изменилась решетка радиатора. На задних крыльях появились еле заметные

Появившийся в 1960 году SAAB-96 был эволюционным развитием моделей SAAB-92, SAAB-93 и SAAB-95, но при этом стал гораздо успешнее предшественников. Он стал первым по-настоящему коммерчески успешным автомобилем компании.

SAAB-93A 1957 г.
SAAB-93A 1957 г.

Производство модели стартовало 17 февраля 1960 года. Модель развивала идеи, заложенные в предыдущих моделях – тот же компактный обтекаемый кузов, передний привод, 3-цилиндровый двигатель. Технически и внешне модель несильно отличалась от SAAB-93F, появившейся за несколько месяцев до этого.

SAAB-96 1960 г.
SAAB-96 1960 г.

Над кузовом трудился дизайнер Сикстен Сасон, который внес некоторые штрихи и обновил кузов в соответствии с последними тенденциями. Навеска дверей наконец стала нормальной – петли находились спереди. Заднее стекло заметно увеличилось в размерах и стало панорамным, здорово улучшив обзор назад.

SAAB-96 1960 г.
SAAB-96 1960 г.

Основные кузовные панели остались неизменными. Вид спереди почти не изменился по сравнению с предшественником. Немного изменилась решетка радиатора. На задних крыльях появились еле заметные плавнички. Увеличились вместимость багажника и объем бензобака, больше стали задние фонари. Главное же осталось – автомобили SAAB в те годы ни с чем нельзя было спутать. Облик был самобытным, узнаваемым, по-своему “домашним” и уютным.

SAAB-96 1960 г.
SAAB-96 1960 г.

Длина модели – 4050 мм, ширина – 1570 мм, высота – 1473 мм, колесная база – 2488 мм. В салоне помещалось 4 человека, а потеснившись – и пятеро, хоть и без особого комфорта. Серьезно поработали над безопасностью кузова. Стойки кузова вместе с элементами пола и крыши образовывали силовой каркас вокруг салона. Также была изменена конструкция рулевой колонки, чтобы при аварии она меньше перемещалась внутрь салона. Рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке.

Брошюра SAAB-96.
Брошюра SAAB-96.
Багажник SAAB-96.
Багажник SAAB-96.

Двигатель сохранился с предыдущей модели, SAAB-93. 2-тактный 3-цилиндровый моторчик объемом 841 см³ развивал скромные 38 л.с. Топливом служила бензино-масляная смесь. Несмотря на малую мощность, автомобиль благодаря отличной аэродинамике мог разгоняться до 127 км/ч, что по тем временам было немало. Коробка передач – 3-ступенчатая, в качестве опции – 4-ступенчатая. Разгон до 100 км/ч занимал 29 с.

Силовой агрегат SAAB-96 1960 г.
Силовой агрегат SAAB-96 1960 г.

Что касается ходовой части, то у машины была независимая рычажно-пружинная подвеска всех колес. Также на всех колесах стояли телескопические амортизаторы. А вот тормоза ожидаемо были барабанными. Благодаря переднему приводу и малой массе (около 900 кг) машинка была очень проворной и отменно управлялась. Благодаря использованию муфты свободного хода в коробке передач экономилось топливо. Расход топлива был в пределах 7,5-9,0 л/100 км.

-8
Рентген-схема SAAB-96.
Рентген-схема SAAB-96.
Компоновка SAAB-96 1960 г.
Компоновка SAAB-96 1960 г.

Модель SAAB-96 покупатели встретили очень благосклонно. Начались поставки в другие страны Европы и даже в США. Благодаря новой модели только в 1961 году SAAB увеличил свои продажи на 41%! Модель, как и концерн SAAB в целом, имела имидж автомобиля для интеллигентов, врачей, инженеров, ученых.

SAAB-96 1960 г.
SAAB-96 1960 г.

Если говорить о конкурентах машины в 1960-е годы, то к таковым можно причислить Renault-Dauphine, Citroen-Ami 6, Glas-1304, SIMCA-1000, Volkswagen-Beetle, Renault-R4, Opel-Kadett, Hillman-Imp, FIAT-1100, Skoda-Octavia, Autobianchi-Primula, Austin-1100.

SAAB-96 1960 г.
SAAB-96 1960 г.

Уже в 1962 году появляется более мощная версия “Sport” – её двигатель развивал 52 л.с. Вместе с этим версия получила дисковые тормоза всех колес, а также всю линейку SAAB-96 стали стандартно комплектовать ремнями безопасности. Версию “Sport” отличали также стильный деревянный руль и дополнительные приборы.

SAAB-96 1960 г.
SAAB-96 1960 г.

В 1963 году на базовом SAAB-96 мощность двигателя возросла до 40 л.с. В 1964 году модель модернизировали – тормозная система стала двухконтурной диагональной, а также изменили панель приборов. В 1965 году мощность двигателя возросла до 44 л.с., педали стали подвесными взамен напольных, благодаря новому карбюратору разгон до 100 км/ч сократился до 23 с. Впрочем, двухтактный двигатель доживал свои последние дни, требовался новый мотор.

Брошюра SAAB-96 1960 г.
Брошюра SAAB-96 1960 г.

Тогда же в 1965 году машина перенесла внешнее обновление – изменилась решетка радиатора, вытянувшись во всю ширину передка, который стал менее закругленным. Капот стал чуть более плоским, линию передних крыльев понизили. При этом радиатор был перенесен от моторного щита вперед, к решетке радиатора. Ходовая часть получает новые ступицы колес и ШРУСы.

SAAB-96 1965 г.
SAAB-96 1965 г.

В 1966 году двухтактник последний раз модернизировали, на этот раз оснастив тремя карбюраторами. Эта мера позволила выжать еще 4 л.с. и довести мощность до 48 л.с. В этом году прекратили выпуск версии “Sport”, зато все модели стали оснащать дисковыми тормозами и новой 4-ступенчатой коробкой передач. Также машина получает второе зеркало заднего вида.

SAAB-96 1965 г.
SAAB-96 1965 г.

1967 год принес радикальную обновку – машину стали оснащать лицензионным двигателем Ford V4 с жидкостным охлаждением объемом 1498 см³. Он развивал уже целых 65 л.с., позволяя машине развивать максимальную скорость 147 км/ч, а разгон до 100 км/ч сократился до 17,1 с. С этим мотором машина заметно улучшила свои потребительские свойства. Кстати, шведы улучшили этот мотор в плане охлаждения, что было слабым местом исходного “фордовского” двигателя.

Двигатель Ford V4 под капотом SAAB-96.
Двигатель Ford V4 под капотом SAAB-96.
SAAB-96 1967 г.
SAAB-96 1967 г.

В 1969 году SAAB-96 переживает очередной рестайлинг. Спереди появляются прямоугольные фары и новая решетка радиатора. В плане безопасности сделан еще один шаг вперед – рулевая колонка отныне телескопического типа, которая при ударе складывается, минимизируя травмы водителя. В том же году стартует новая модель SAAB-99, которая становится флагманом компании. Однако, выпуск SAAB-96 никто и не думает прекращать. Машину продолжают совершенствовать – в 1969 году появляются инерционные ремни безопасности и подогрев сидений.

SAAB-96 1969 г.
SAAB-96 1969 г.
Панель приборов SAAB-96 1967 г.
Панель приборов SAAB-96 1967 г.

Дальше улучшения уже были не такими заметными и частыми. Так, в 1975 году появились новые задние фонари увеличенного размера, а в 1977 – пластиковые “безопасные” бамперы и новые зеркала. Мощность мотора с 1977 года составляла 68 л.с., максимальная скорость подросла до 150 км/ч. Что любопытно, параллельно с SAAB-96 выпускали универсал SAAB-95 на базе более старого SAAB-96 – аж до 1978 года.

Универсал SAAB-95.
Универсал SAAB-95.
Универсал SAAB-95.
Универсал SAAB-95.
SAAB-96 1972 г.
SAAB-96 1972 г.

Последний же SAAB-96 был изготовлен в январе 1980 года. Кстати, большинство экземпляров с 1968 года было собрано не в Швеции, а в Финляндии, на заводе Valmet. В итоге, SAAB-96 дожил аж до сменщика модели SAAB-99 – нового SAAB-900, дебютировавшего в 1978 году. Всего же за 20 лет был выпущен 547221 автомобиль SAAB-96.

Сборочная линия SAAB-96.
Сборочная линия SAAB-96.
Последний SAAB-96 покидает конвейер.
Последний SAAB-96 покидает конвейер.

Рассказ о SAAB-96 был бы неполным без упоминания его спортивных достижений. Удивительно, но этот, казалось бы, маломощный автомобиль достиг немалых успехов на раллийных трассах! Легендарный раллийный гонщик Эрик Карлссон в 1960-1962 годах трижды выигрывал английское RAC-ралли, в 1962 и 1963 годах выигрывал ралли “Монте-Карло”. Другие раллисты тоже были успешны за штурвалами SAAB-96. В 1973 и 1976 годах SAAB-96 заняли первые места в Шведском ралли. Эти победы, конечно, благотворно сказались на имидже модели и её продажах.

Гоночный SAAB-96 на раллийной трассе.
Гоночный SAAB-96 на раллийной трассе.

Подводя итог, можно сказать, что машина была сделана на совесть. Она хорошо управлялась, имела хорошую защиту от коррозии, была надежной и качественной, заслужив добрую славу. Многие экземпляры дожили до наших дней. С юбилеем, SAAB-96!

SAAB-96 1960-1980 гг.
SAAB-96 1960-1980 гг.

Все фотографии взяты из свободного интернета.

Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!

Искренне Ваш, Андрей.