Найти тему

Всё ли простишь мне, Господи?

Оглавление

Есть ли более или менее тяжкий грех?
Все ли грехи нам могут простить?
Есть ли более или менее тяжкий грех? Все ли грехи нам могут простить?

Представьте, вы только что переступили порог православия – и сразу оказались на распутье. Перед вами, как в русской сказке, камень. На камне том надпись: «направо пойдёшь – согрешишь, налево пойдёшь – согрешишь, прямо пойдёшь – согрешишь». Странное какое-то место. Но назад повернуть тоже нельзя – грешно это.

Вот так жил человек, жил, и грехов у него не было никаких – никого не убил, не ограбил даже. Думал себе, что Боженька добрый и всё простит. И тут оказалось, что кругом грех. Что ещё и разные эти грехи бывают, и простится нам, может быть, не всё. Давайте поможем человеку разобраться, в чём его здесь обвиняют?

В чём вы меня обвиняете?

Слово «грех» в Библии встречается 497 раз. Почти на каждой странице. Поэтому так важно знать, что же это такое на самом деле. Шестой Вселенский Собор (680–681 гг.) определяет нам это понятие как «болезнь души». И если Бог творил человека как подобного Себе, то грех – это то, что отделяет нас от Бога. Это рана, которую себе наносит человек. Повреждение, после которого «как было» уже не будет. Это может быть не только поступок, но даже мысль.

Священное Писание говорит нам, что грех есть нарушение закона, «беззаконие» (1 Ин. 3:4). Грехопадение было совершено Адамом и Евой, когда те ослушались, преступили закон своего Небесного Отца и в наказание были изгнаны из Рая.

«Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23).

С тех самых пор это повреждение вошло в человеческую природу, стало неотделимо от неё. Мы рождаемся уже во грехе (первородном). Это и есть то самое отпадение от Бога, которое повлекло за собой страдания, старение и смерть. В этом состоянии праотцы наши не могли больше вкушать плодов от древа жизни, как не можем и мы сейчас с нечистой душой быть допущенными ко Причастию. Поэтому так важно нам отделиться от греха, чтобы снова найти путь домой.

Все ли грехи одинаковы?

У каждого проступка есть тяжесть. Если малыш разбил мамину вазу – это нехорошо. А вот если, к тому же, свалил вину на другого – это ещё хуже. Не все грехи одинаковые – есть вольные грехи и невольные. Конечно, промах, совершённый по незнанию, – не то же самое, что тот, который ты как бы «готовишься» совершить, знаешь, что это плохо, но всё равно делаешь.

«Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47–48).

Есть прегрешения к смерти и не к смерти души – как это понимать? Душа тем больше умирает, чем дальше она от своего Создателя, поэтому к смертным грехам относят сознательное отпадение от веры, от ближнего, отрицание Бога и борьбу с Ним, нелюбовь к людям.

«Не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14).

Страшным, смертным является грех против Святого Духа. Он не прощается.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32).

Сам Христос говорит, что есть ошибки, которые ведут душу к гибели.

Но даже если мы не совершаем грехов к смерти, от нашего проступка всегда кому-то бывает больно. Поэтому разделяют ещё проступки против Бога, против ближнего и против самого себя.

Грехи «разного уровня»

Редко человек сразу «сваливается» в осознанный смертный грех. Но даже неосознанный, он всегда будет следствием целой системы «безобидных» и «лёгких» шажков. Того, что и промахом-то нам не кажется. Православная аскетика говорит нам о целой системе развития греха: от рождения мысли (прилог) до приведения ее в действие. А дальше, если грех входит в привычку, цепляя за собой ещё парочку, он уже перерастает в страсть. Страсть же в свою очередь – это «сильное желание чего-либо запрещенного», т. е. желание совершать грех (Полный церковно-славянского словарь). Это замкнутый круг.

Бегая по этому кругу, человек незаметно для себя оказывается в плену у многих согрешений, в том числе тяжких, которые повреждают душу бесповоротно. И душа наша становится похожа на разбитую старую чашку: даже если ее склеить – трещина всё равно будет видна. Да и вода из неё будет выливаться. Вот и благодать в такой душе удержать сложно.

Поэтому не стоит недооценивать врага. Нужно с вниманием относиться даже к коварным помыслам, ведь разорвать порочный круг гораздо сложнее, чем в него не входить.

«Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34).

И в таком состоянии может помочь только один врач – Спаситель:

«Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1).

"И приходящего ко Мне не изгоню вон"

Но здесь возникает препятствие – страх. А вдруг меня не простят? Найду ли я силы исправиться? А может, нет мне спасения и ходить уже никуда и не надо? Может, пора уже лапки сложить и ко дну пойти? Но мы же с вами помним, что в той самой сказке было две лягушки. И только нам выбирать, какой из них мы хотим быть. Христос исцелял «всякую немощь в людях» (Мф. 4:23), не только телесную, но и духовную. Вспомните то чувство силы, которое бывает после Причастия, не разрушительной, а созидающей, задающей вектор в нужном направлении – на борьбу, на излечение.

И как легко нам бывает после исповеди. Ведь сам Спаситель говорит:

«И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

Он говорит это обо всех, без исключений и оговорок «но если … , то нет». Это касается и вольных, и невольных грехов: независимо от их тяжести, в тайне исповеди Господь прощает нам все. С одним лишь условием – если мы покаемся. Как святые отцы учат нас: «нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного». Именно поэтому таким страшным проступком является самоубийство: после него покаяние уже невозможно.

Но и здесь не все мосты сожжены. Мы видим в библейской истории, что, даже совершив самые тяжёлые ошибки, предав Христа, Иуда повесился. Но почему? Он осознал, что совершил, и испугался. Иуда Искариот раскаялся, попытался исправить то, что натворил: пошел возвращать деньги первосвященникам. И даже для него было возможно прощение. Эту мысль очень интересно раскрывает современный автор Дарья Сивашенкова в своей книге «Вот Иуда, предающий меня». Мысль о том, что Господь всегда стоит у дверей и ждёт, когда Ему откроют.

И вот, только переступив порог православия, мы проваливаемся в океан размышлений. О грехе, как мы видим, можно говорить веками. Ясно одно – пути Господни неисповедимы. Как навигатор, прокладывает Он нам путь в Царствие Небесное. И иногда маршрут приходится перестраивать: трястись по ухабам, кочкам, выпадать на обочину жизни. Но надежда выбраться есть всегда, и Пасха неизбежна. Ведь даже самого отца лжи Господь готов простить, если он скажет: «прости и помилуй». Вот только говорить он этого не хочет...

Автор: Анастасия Куркова

Редактор: Екатерина Вострякова

Для проекта "Вера21"