Интервью с художницей, известной своими «дикими» рисунками в насыщенных цветах и живой, неугомонной энергией.
Работы молодой художницы Виктории Когай (Vika Pica) завораживают с первого взгляда: буйство ярких оттенков, множество мелких деталей и сюрреализм, проникающие в каждую картину девушки, заставляют видеть новые смыслы в, как кажется, совершенно обычных образах. Неукротимая составляющая человеческой натуры и её связь с природой – одна из любимых тем Виктории, которая, в конце концов, привела к созданию коллекции одежды ART FLASH WILD. Обо всём этом и не только мы решили лично поговорить с художницей.
Почему вы решили посвятить жизнь искусству?
Сейчас через искусство я рефлексирую, ищу ответы на волнующие меня вопросы. Для меня это и универсальный язык, и возможность коммуникации, и работа над собой.
Изначально вы окончили ВГИК по специальности «Режиссура мультимедиа и анимации», а после всё-таки решили стать художницей. Почему сменили род деятельности?
На самом деле, мы с моей сестрой Анютой Цой сейчас режиссируем мультфильм, правда, работа идёт довольно медленно, но, надеюсь, рано или поздно мы его доделаем. Так что режиссура всё ещё является частью моей профессиональной деятельности.
Кино мне очень интересно как часть медиасферы, но после ВГИКа я поняла, что хорошо бы ещё подучиться и набраться опыта. Поэтому я не исключаю, что вернусь к кинематографу. Всё меняется, просто сейчас мне интереснее работать со статичным изображением и печатать принты.
Есть ли другие сферы искусства, в такой же степени важные для вас, как рисование?
Да, конечно! Я очень люблю кино и анимацию, музыку, фотографию, скульптуру, инсталляции и многое-многое другое. Но в данный момент рисование – самый удобный для меня формат.
«Для меня важна тактильность, сопротивление или, наоборот, податливость материала. Я люблю трогать материалы в процессе работы»
Как вообще вы организовываете свой творческий процесс: как часто пишите, где этим занимаетесь?
Я всегда работала дома и продолжаю делать это сейчас, хотя, конечно, мечтаю о собственной мастерской. Реализации этого пока что мешают финансовые трудности.
С недавних пор я живу одна, и мой дом превратился в самодельную мастерскую: например, на моём кухонном столе стоит офортный станок. Обычно, когда я работаю, всё вокруг меня завалено красками, тряпками, бумажками, огромными листами картона и другими вещами. Именно поэтому жить одной в этом смысле намного удобнее. Даже карантин особо ничего не изменил в моей жизни, только стало меньше встреч с родными и друзьями, появилось много одиночества, что, на мой взгляд, здорово. Мне очень интересно наблюдать это чувство.
С какими материалами и в какой художественной технике вам приятнее всего работать?
Я люблю масляную пастель, акрил, карандаш (для меня он, конечно, царь и бог!), темперу, коллажи. Мне также нравится акварель, но я не всегда справляюсь с ней на ура. Ещё меня привлекают печатные техники, правда, многие из них я пока не успела протестировать. Печать для меня – это отдельная любовь, ведь она требует максимальной вовлечённости в процесс творчества, что очень меня радует.
Один из моих любимых материалов – картон. Я очень люблю с ним работать, но, к сожалению, это редко случается. Вообще, у меня страсть работать со всякими огромными штуками. К примеру, перед нашей выставкой мы с сестрой заперлись на неделю в крошечной квартирке и делали из картона огромные кусты и цветы. Было здорово! В общем, мне нравится очень многое, кроме, пожалуй, цифровых устройств. Для меня важна тактильность, сопротивление или, наоборот, податливость материала. Я люблю трогать материалы в процессе работы, а на планшете у меня не получается это делать, поэтому не выходит правильно прочувствовать всю работу.
«Я, как и все люди, падка на контрасты, люблю драматургию»
Если бы вас попросили описать свое творчество тремя словами, то какими бы они были?
Дикий секс, джунгли!
По вашим работам заметно, что вы часто вдохновляетесь произведениями искусства из смежных сфер: фильмами известных режиссёров (к примеру, Мартина Макдона), культовыми сериалами («Твин Пикс»), книгами (писателя Дзонгсара Кхьенце Ринпоче). Какую роль кинематограф и литература играют в вашем творчестве?
Очень большую! Я всё детство была книжным червём: у папы была большая библиотека, и я постоянно пропадала там. Потом я даже год обучалась на журфаке МГУ и тоже много увлекалась литературой. А после моего перехода во ВГИК по уши влюбилась в кино. Моя жизнь вообще очень сильно завязана на потреблении искусства и поп-культуры. Я понимаю, что это ужасный гедонизм, но пока мне сложно от него отказаться.
«Когда что-то начинает меня волновать или я не могу разобраться в каком-то вопросе, то на помощь приходит именно творчество: я рисую картинку или создаю серию работ, а в процессе придумывания и рисования выясняю для себя что-то важное»
Есть ли другие источники вдохновения, к которым вы обращаетесь так же часто?
Меня, на самом деле, вдохновляет очень многое. Например, хорошая беседа о важных вещах и чувствах может подтолкнуть на создание работы, как ссоры и конфликты. Я черпаю новые образы во снах, своих приключениях, в деревьях и животных, в музыке и во время медитаций, в полезных лекциях на YouTube и среди классных знакомых и незнакомых художников.
Какие темы и сюжеты для вас самые любимые?
Так или иначе, всё крутится вокруг взаимоотношений между людьми и окружающим миром. На самом деле, когда что-то начинает меня волновать или я не могу разобраться в каком-то вопросе, то на помощь приходит именно творчество: я рисую картинку или создаю серию работ, а в процессе придумывания и рисования выясняю для себя что-то важное.
В ваших работах очень много дикой природы: на картинах часто изображены заросли растений, джунгли, пальмы, цветы, жизнь диких животных. И, собственно, новая коллекция ART FLASH WILD, созданная на основе ваших произведений, тоже об этом. Чем вызван такой интерес?
Просто я не фанатка антропоцентризма. Мне кажется, важно помнить, что люди не единственные живые существа на этой планете. У Карла Сагана я давно услышала мысль от том, что животные – наши братья и сёстры, а деревья и растения – кузены. Кроме того, это понятная и простая метафора для хаоса и для чувств, и я пока не готова от неё отказаться.
Что вас больше всего привлекает в дикой природе?
Мне просто очень интересно рисовать растения и животных. Я очень кайфую от самого процесса. Это удивительно, что животные так похожи на людей. К примеру, я недавно узнала, что их даже лечат такими же лекарствами, отличаются только дозировки. У животных тоже есть мышцы, кости, кожа, они всё чувствуют, имеют потребность любить и заботиться о ком-либо, страдают и даже плачут.
А растения – это вообще отдельная магия и химия! Я не могу уложить в голове, как из маленькой семечки вырастают такие гиганты при помощи только воды, солнца и земли. Ещё они все невероятных форм и цветов, и пока что мне эта тема кажется неисчерпаемой.
Какие эмоции и чувства у вас вызывает эта тематика?
Наверно, это сочетание мощи и нежности, некий контраст. Я, как и все люди, падка на контрасты, люблю драматургию.
Есть ли у вас самая любимая картина из серии?
Сложно сказать… Скорее всего, это картина с тигром – она большая, полтора на полтора метра в оригинале, и пока живёт со мной. Вот уже два месяца я на неё смотрю и как-то привыкаю к этой работе.
Какой принт и какая вещь из коллекции ART FLASH WILD ваши любимые?
Мне понравились все футболки нежных оттенков. А так, даже не знаю… ART FLASH очень постарались, все выглядит роскошно!
Расскажите о ваших ближайших и долгосрочных планах на будущее с точки зрения вашего искусства.
Если честно, то у меня нет долгосрочных планов ни на что, ведь обычно мой долгосрочный план строится всего лишь на две недели. Сейчас я хочу доделать пару серий своих работ. Одну я начала осенью и как-то забросила. Она о взаимоотношениях, а также о том, что все эмоции – это боль. Эта серия важна для меня, и хочется её всё-таки доделать.
Другая микросерия основана на выдержках из книги Дзонгсара Кьенце Ринпоче. Она будет состоять из четырёх работ и основываться на небольшом фрагменте из произведения «Не счастья ради». Меня мгновенно впечатлили образы отважных диких животных и раненых зверей, описываемых Ринпоче. А ещё было очень интересно продумывать, как все эти образы изобразить на своих картинах. Например, я до сих пор думаю, как нарисовать ветер.
Также было бы здорово начать активнее делать свой мультфильм, ведь хочется, наконец, завершить этот проект. Он из цикла «Гора Самоцветов», по карельской сказке «Ольховая чурка». От оригинальной сказки в мультфильме мало чего осталось: сюжет рассказывает про малыша, сделанного из поленца, который живёт в деревне силачей и никак не может там прижиться, поэтому получает бесконечные унижения и тумаки. Но благодаря поддержке и любви родителей, он не становится озлобленным и в итоге спасает всю деревню, полагаясь на своё сострадание. Через эту историю мы хотели рассказать о важности сострадания и поддержки, о том, что не бывает абсолютных злодеев. Есть лишь обстоятельства, и только с помощью любви ты сможешь преодолеть все трудности.
Над созданием мультфильма работает потрясающая команда профессионалов: Лёша Бовкун (лейауты и персонажи), Илья Шекиладзе (анимация), Егор Афонин (фоны), Лукас Андерсон (анимация), Юра Севостьянов (музыка), Павел Борисов (композитор). Так что мультфильм смотрится сейчас очень красиво.
Какие цели вы поставили себе в этом году: чего хотите добиться, на чём сконцентрироваться в большей степени?
У меня есть в телефоне заметка о планах на год и там, как не смешно, всего два пункта: на 2019 год был план снять мастерскую (у меня сейчас дом-мастерская, так что, считайте, эта цель успешно выполнена), а на 2020 год – съездить в арт-резиденцию, но выполнение этой цели пришлось временно отсрочить из-за пандемии коронавируса. Думаю, нужно придумать что-то новое.
Какая ваша самая большая цель в жизни в плане искусства, что хотелось бы создать глобального?
Мне хочется делать что-то очень интересное в первую очередь для себя, и, в общем-то, не важно, что человек – это всегда какой-то процесс, ведь каждую секунду ты уже немножко другой. Поэтому сложно сказать, что меня будет интересовать завтра или через десять лет, но в любом случае хочется делать это хорошо, чтобы в этом было поменьше эго, чтобы это, возможно, как-то поддерживало людей и животных, несло идеи любящей доброты и сострадания.
Оригинал публикации можно найти на сайте ART FLASH.
Читайте также:
Даша Кандинская о династии художников, «уродливой» красоте и творчестве